Статьи

Каталог

В каталоге представлена информация о московских частных школах, колледжах, лицеях, гимназиях.

Для удобства поиска школ Вы можете воспользоваться интерактивной картой Москвы.

ЦАО САО САО СВАО ВАО ЮВАО ЮАО ЮЗАО ЗАО СЗАО Зеленоградский АО

Реклама

 


Обычная школа или гимназия? Какую школу выбрать? 06.08.08

Обычная школа или гимназия? Какую школу выбрать?

Большое разнообразие общеобразовательных учреждений ставит перед родителями непростую задачу – какой тип школы выбрать для ребенка? Стоит ли переводить его из общеобразовательной школы в более сильную гимназию? Психолог Елена Александрова имеет большой опыт в решении проблем школьного образования. Мы обратились к ней с вопросом:

 Как выбрать школу?

- Обучение в разных типах школ имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Выбирая для ребенка школу, приходится учитывать многие аспекты: и его физиологическое состояние, и уже выраженные способности и предпочтения, и вашу возможность помочь ему при необходимости, и т.д. Например, если ваш выбор пал на гимназию, надо решать, готовы ли вы к напряженной, часто совместной с ребенком работе. При этом свободного времени для серьезных занятий спортом, музыкой, танцами и т.д. остается мало, хотя разумная организация труда, достаточная собранность, сосредоточенность ребенка расширяют диапазон возможностей. Кроме того, обучение в гимназии сопровождается, обычно, высоким уровнем тревожности всех заинтересованных сторон, определяемым степенью возможности «схода с дистанции». И к обучению в гимназии ребенок должен быть подготовлен, что также требует определенных затрат сил, времени и средств, но это уже отдельная тема разговора. С другой стороны ваш ребенок будет учиться в работающем, конкурентно способном коллективе в условиях, максимально приближенных к реалиям современной жизни. Уровень подготовки, полученный здесь, позволяет успешно конкурировать в выбранных сферах образования и деятельности. Кроме того, именно в школьные годы формируется круг общения, на что также следует обращать внимание.

Обучение в общеобразовательной школе, безусловно, не столь напряженно, что определяется иным уровнем сложности материала, предлагаемого для освоения. Меньшая учебная загруженность оставляет достаточно времени для серьезных занятий спортом, языками, танцами, музыкой и т.д. Можно попробовать себя в самых разных видах деятельности и преуспеть в выбранном направлении. В таком случае некоторая расслабленность процесса учебы компенсируется напряжением внеучебной деятельности. А надо отметить, что реалии современной жизни требуют определенной готовности к победам и поражениям для успешной самореализации. Хотя получение высшего образования в этом случае, возможно, будет связанно с существенными вложениями средств и времени.

В некоторых общеобразовательных школах существуют гимназические классы, которые по уровню подготовки стоят где-то между вышеописанными школами. Кстати, исследование тревожности детей, которое проводилось по выборкам, формировавшимся из учащихся гимназического класса и гимназии (5-7 классы) показало, что уровень тревожности детей гимназического класса выше, по-видимому, из-за постоянно довлеющей угрозы перевода в общеобразовательный класс. Кроме того, тревожность мальчиков выше, чем девочек, что связанно с их меньшей приспособляемостью и более выраженным стремлением к лидерству. Тревожные дети по полученным данным оказались более сдержанными в общении, чем в среднем по выборке, более эмоционально неуравновешенными, робкими, застенчивыми, ранимыми и вялыми.

То есть всего, что способствует появлению тревожности у ребенка, стоит избегать?

- Как обычно, ответ не однозначен. Тревожность ниже определенного уровня ведет к расслабленности, апатии, «пофигизму». Тревожность выше определенного уровня снижает работоспособность, ведет к депрессии. Средний уровень способствует поддержанию рабочего состояния, «формы», не дает слишком расслабиться, тонизирует.

Какую школу выбратьА что делать родителям, если они замечают, что их ребенок плохо спит, нервничает, раздражается по пустякам, говорит, что у него ничего не получается и не получится? Переводить на более щадящий режим обучения?

- Прежде всего, надо определить причину повышенной тревожности ребенка. Если она связанна с недостаточной подготовкой ребенка к обучению в выбранной вами школе, то своевременная помощь родителей обычно помогает преодолеть возникшие сложности. А чтобы помощь была своевременной, отношения между родителями и детьми должны быть доверительными. В противном случае родители узнают о проблемах своего ребенка слишком поздно.

Но повышенная тревожность часто наблюдается и у вполне «благополучных» на первый взгляд детей. И связанна она с завышенным уровнем ожиданий по отношению к ребенку в семье. Необходимо отметить, что последнее, кстати, не способствует развитию доверительных отношений. Такая, казалось бы, парадоксальная ситуация: ребенок учится на 4 и 5, а ощущает себя неудачником, неспособным, «аутсайдером», демонстрируя соответствующий тип поведения. Жесткие требования родителей, нацеленных на получение отличного аттестата, не позволяют ему реально оценить свои достижения. Влияние завышенных требований и ожиданий оказывается прямо противоположно желаемому: вместо стимулирования успехов нагнетается напряженность и тревожность сверх нормы, провоцируя срывы, разрушая отношения. Особенно отрицательно на психическом состоянии ребенка сказывается представление о том, что отношение родителей к нему зависит от его успехов. Причем не имеет значения, действительно ли это так, или лишь демонстрируется родителями для стимулирования активности ребенка в нужном направлении. Чтобы быть дееспособным, ребенок должен твердо знать, что его успехи так же «отдельны» от отношения к нему родителей, «как мухи от котлет». На основе взаимопонимания и взаимоуважения решаются многие сложные проблемы. Вообще, поддержание психологического статуса ребенка - это тема отдельного разговора.

Вы рассказывали о государственных школах. Давайте теперь поговорим о частных. Может быть, Вы дадите несколько советов родителям, которые выбрали для своего ребенка частную школу? На что им стоит обратить особое внимание?

- Действительно, за последнее время появилось довольно много частных и авторских школ. Обучение в них связанно с рядом особенностей. Учебная программа каждого возрастного класса и даже каждой ступени может отличаться от программы соответствующих классов государственных школ, что вызывает определенные проблемы при необходимости перевода ребенка в другую школу. Во многих частных, авторских школах соответствие в программах с государственными достигается только к последнему классу. Это связанно с тем, что обучение в таких школах часто происходит по программам, методикам, разработанным педагогами школы в соответствии с внутришкольными установками, что иногда, кстати, дает очень интересные результаты.

Поэтому, отдавая ребенка в частную школу, необходимо выяснить у директора, лицензирована ли она, насколько принятые здесь программы соответствуют программам обучения в государственной школе. А у родителей обучающихся – условия обучения и судьбу выпускников. Маленькие классы, обычные в таких школах, имеют свои плюсы и минусы. Среди 8 человек иногда сложнее найти друзей, чем среди 25, что для детей очень важно. С другой стороны обучение в маленьком классе более индивидуально и, как правило, менее напряженно. А результат, как всегда, зависит от педагога и готовности ребенка к обучению. Кстати, наличие в школе бассейна, теннисных кортов, высокая плата за обучение вовсе не гарантируют его качества. Только – педагогический состав, на что и надо обращать внимание. Многие вопросы выясняются после разговора с директором, который является лицом школы. Кстати, это справедливо для всех типов школ.


Автор: KM.RU Образование

Источник: student.km.ru

к списку статей
.