Статьи

Каталог

В каталоге представлена информация о московских частных школах, колледжах, лицеях, гимназиях.

Для удобства поиска школ Вы можете воспользоваться интерактивной картой Москвы.

ЦАО САО САО СВАО ВАО ЮВАО ЮАО ЮЗАО ЗАО СЗАО Зеленоградский АО

Реклама

 


Погоня за репетиторами 22.08.08

Погоня за репетиторами

одителям будущих выпускников летом не до отдыха. Нужно решать очередную проблему – как подготовить ребенка к поступлению в вуз. Начинается активный поиск репетиторов или курсов довузовской подготовки, который сопровождается тревогами, волнениями, а иногда и паникой. В общем, обычный ажиотаж, начинающийся задолго до вступительных экзаменов. Оправдан ли он?

Кто даст гарантию?

Вообще, если смотреть на проблему со стороны, пожалуй, самое идеальное решение – найти хорошего репетитора. Такого, после занятий с которым абитуриент поступает железно. Это удовольствие, конечно, не из дешевых. И если за подготовку родители готовы выложить любую сумму, то они именно так и делают – по цепочке друзей и знакомых узнают координаты репетиторов, которых общественность рекомендует с самой лучшей стороны.

Для человека, стоящего перед выбором, этих специалистов можно условно разделить на четыре категории: преподаватели вуза, в который поступает абитуриент, являющиеся одновременно членами экзаменационной комиссии, преподаватели, работающие в этом вузе, но не входящие в экзаменационную комиссию, репетиторы, которые сосредоточиваются только на практике подготовки в различные вузы, и школьные учителя.

Кого обычно предпочитают родители? Первых или вторых: считается, что самый гарантированный способ поступить – заниматься с преподавателями того вуза, в котором ребенок собирается учиться. Одна моя знакомая выбрала именно такой вариант. Ее сыну пр поступлении придется сдавать четыре экзамена, и заботливая мама решила проверить уровень подготовки своего чада у всех четырех педагогов. Пробелы в знаниях обнаружили, конечно, все. Трое вынесли категоричный вердикт: с начала нового учебного года на занятия к ним следует приходить каждую неделю. И лишь четвертый решил, что подготовительный марафон можно начать за полгода до экзаменов. В общем, семье все это удовольствие обойдется в шесть с лишним тысяч долларов. Это притом, что не с каждым репетитором ребенок будет встречаться «один на один» – два педагога устраивают занятия в группах. Ни мама, ни папа отступать не хотят, и теперь лихорадочно соображают – где взять столь солидную сумму, как перераспределить семейный бюджет?

Но даже после того, как вы найдете хорошего репетитора, наивно полагать, что проблема будет решена. У ребенка могут не сложиться с ним отношения – все мы живые люди – настолько, что с этим педагогом придется расстаться. Но даже если контакт установится, всегда нужно быть готовыми к тому, что под репетитора, как под вечно занятого человека, придется подстраиваться. Ладно, если он перенесет занятие с одного дня на другой или сократит в отдельные дни уроки на 15–20 минут. Но ведь может случиться и так, что он не будет выкладываться на каждом занятии, упустит какие-то важные моменты, отвлекаясь во время урока на другие проблемы, или скомкает сложную для ребенка тему.

А самое главное – не стоит себя настраивать на то, что после таких вложений сын или дочь поступят наверняка. Да, преподаватель вуза хорошо знает программу, требования и, допустим, хорошо натаскает абитуриента. Но откуда вы знаете, сколько у него и других репетиторов таких подопечных? Может быть, их окажется гораздо больше, чем бюджетных мест в вузе? Вы же не заключали с репетитором договор, по которому он гарантирует поступление? И не доплачивали энную сумму. А если доплачивали, то это уже другая – криминальная история.

Полезный мониторинг

Те родители, для которых сумма в несколько тысяч долларов оказывается неподъемной, обращают свой взор на курсы (или центры) довузовской подготовки, которые часто находятся при вузах. Там затраты гораздо меньше – в среднем от 40 до 45 тысяч рублей в год. Но они очень разные: есть сильные, а есть откровенно слабые. Некоторые престижные вузы не очень-то заинтересованы готовить себе абитуриентов – зачем, конкурс ведь и так большой. И доверяют вести занятия на курсах аспирантам, не имеющим такого, как у преподавателей, опыта и, соответственно, не владеющим еще технологиями обучения.

Совсем не обязательно идти на курсы, относящиеся к выбранному вузу. Довольно часто школьники, которые готовились к экзаменам в одном вузе, успешно поступают в другой. Родителям, прежде чем делать выбор, стоит запастись временем и терпением и провести серьезный мониторинг. Начать можно со знакомства с вузом и курсами: побродить по коридорам, изучить информацию на стендах, задать интересующие вопросы студентам, а по возможности посетить и день открытых дверей. Ну и, конечно, подробно расспросить о том, как будут организованы занятия и по каким программам, сколько часов в неделю и в течение всего года будет отведено тому или иному предмету, в какие дни и часы проходят занятия, какие преподаватели будут работать с детьми. Чем больше информации вы получите, тем яснее будет картина. По ответам вы можете судить и об уровне курсов, и о заинтересованности в них вуза. При этом следующие моменты должны вас насторожить сразу: если сотрудники курсов отвечают на все ваши вопросы недоброжелательно или даже грубо, не могут на них ответить, замалчивают или скрывают какие-то сведения. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок оказался в такой атмосфере?

Олимпиада как индикатор уровня знанийstudent

Итак, с одной стороны, репетиторы. С другой – курсы и центры довузовской подготовки. Есть ли еще какой-то вариант? Есть, но с точки зрения многих родителей он может быть расценен как авантюрный. Нужно обладать большой смелостью, чтобы принять его. Успокойтесь и расслабьтесь до начала учебного года. А потом – действуйте. До того, как решите брать репетиторов, проясните для себя – нужны ли они вашему ребенку. Если он учится в сильной школе, в которой большинство выпускников стабильно поступают в вузы, то с большей долей вероятности и вашему чаду достаточно будет кропотливой работы в течение года с проверенными школьными учителями.

Но если вы в чем-то сомневаетесь – в школе, учителях или способностях собственного ребенка, – все равно не торопитесь. Пусть он попробует свои силы в школьных или даже в городских олимпиадах. Городских, кстати, в Москве – довольно приличное количество по каждому предмету, они начинаются уже в сентябре, и во многих из них любой ученик может принять участие. По итогам олимпиад вы поймете уровень подготовки своего ребенка. А там уже будете решать – что делать дальше. Так советуют опытные педагоги, а уж они-то в деталях и тонкостях своей работы разбираются.

Даже если результаты ни вас, ни его не порадуют, не расстраивайтесь: у вас еще будет достаточно времени, чтобы воспользоваться услугами репетиторов – несколько месяцев уж точно. С курсами несколько сложнее – на годичные вы не попадете, но где-то устраивают и полугодичные, и экспресс-курсы.

Уравнения с несколькими неизвестными

И вот еще о чем хотелось бы напомнить. В 2009 году не будет ни выпускных, ни вступительных экзаменов, а только ЕГЭ (единый государственный), на основании которого абитуриенты и будут зачисляться в вузы. Тогда многие вузовские преподаватели как репетиторы останутся не у дел, и, вероятно, большей популярностью будут пользоваться школьные учителя. Хотя, справедливости ради, не все вузы будут учитывать результаты ЕГЭ. Некоторые – МГУ, силовые, творческие, спортивные – будут устраивать дополнительные испытания, а то и вступительные экзамены. Трудно сказать, какие еще вузы попадут в число независимых от ЕГЭ, но, очевидно, их список расширится.

Ну, и демографическая ситуация может сыграть на руку родителям, избавив их от гонки за репетиторами. Специалисты утверждают, что к следующему учебному году число поступающих в вузы будет примерно равняться количеству бюджетных мест (а может быть, и меньше). Это значит, что конкурса в вузы практически не будет. И так – на протяжении нескольких лет, пока не закончатся последствия демографической ямы начала 90-х. Хотя и тут может быть засада: например, в связи с уменьшением числа абитуриентов начнется сокращение бюджетных мест в вузе – чтобы конкурс сохранить и престиж высшего образования поднять.

Трудно предусмотреть все возможные ходы. Но иметь их в виду не помешает. Всегда ведь лучше выбирать из нескольких вариантов, чем иметь один, пусть даже самый распрекрасный.


Автор: Елена Лосевская

Источник: http://www.mosparents.ru

к списку статей