Статьи

Каталог

В каталоге представлена информация о московских частных школах, колледжах, лицеях, гимназиях.

Для удобства поиска школ Вы можете воспользоваться интерактивной картой Москвы.

ЦАО САО САО СВАО ВАО ЮВАО ЮАО ЮЗАО ЗАО СЗАО Зеленоградский АО

Реклама

 


Как помочь первокласснику войти в новую жизнь 22.08.08

Как помочь первокласснику войти в новую жизнь

Вот наконец и утихли страсти первых школьных недель. Начались нормальные учебные будни. Первоклассники постепенно входят в новый ритм, хотя дается им это очень нелегко. Первый школьный год приносит огромные эмоциональные потрясения и нагрузки, с которыми не сравнится даже напряжение выпускного класса. Именно первый класс во многом определяет последующие достижения и неудачи. И лучшее, что могут сделать родители, – это помочь ребенку, такому, какой он есть, с его темпераментом, психологическим ритмом, способностями, привыкнуть к новой роли. Педагог Елена Куценко размышляет, как это сделать с наименьшими потерями.

Разумная поддержка

Так что же, учитывая предельную важность первого класса, родителям нужно неусыпно стеречь каждый шаг и каждое слово ребенка, «подстилать соломку» и максимально опекать? Конечно, нет. Ребенку необходима помощь и поддержка, но нужно твердо помнить, что в школу пошел он, а не вы. Все трудности и испытания ему нужно пройти самому. Преувеличенная опека не пойдет на пользу.

Иногда родители, особенно молодые, сами не так давно закончившие школу, слишком живо вспоминают и переживают заново свои школьные проблемы, страхи, комплексы. И проецируют их на ребенка. Не стоит навешивать на него собственные детские проблемы – ему бы справиться со своими.

Если вдруг дело дойдет до вызова в школу, не стремитесь тут же встать на сторону разгневанного учителя (да простят меня коллеги-педагоги!), иначе ваш ребенок окажется один против двоих нападающих на него взрослых! Конечно, бросаться в бой с учителем на глазах у ребенка тоже не стоит. Выслушайте спокойно претензии, пообещайте разобраться. Но так, чтобы ребенок не сомневался в непоколебимости вашей любви и поддержки. Не скрывайте, что огорчены его поступком, нерадивостью, шалостью, но он должен быть уверен: вы всегда будете на его стороне.

По дороге домой

 
Хорошо бы, смиряя свой воспитательный пыл, удерживаться на стороне ребенка не только в конфликтных ситуациях, а постоянно. Часто родители становятся преувеличенно требовательными и строгими к новоиспеченному школьнику: ты теперь большой и должен… А вы сами можете вдруг, в один день, стать на порядок более работоспособными, ответственными? Вот и он не может. Тем более что на шесть-семь лет приходится очередной кризис детского возраста, когда ребенок психологически превращается из дошкольника в школьника.

Не доводите его до изнеможения учебными занятиями еще и дома. Ему тяжело даже сидеть на одном месте дольше 15–20 минут. Не «тренируйте на усидчивость» ребенка, это утомляет и прививает только отвращение к бесконечному сидению над тетрадкой.

А что если буквы вкривь и вкось, да и сложение-вычитание даются с трудом? Повторяйте на здоровье школьную программу или даже чуть опережайте, но только в интересной игровой форме.

Рука не слушается – предложите порисовать на большом листе карандашами рельсы, дождик, траву под ветром. Попросите оценить: все ли травинки наклонились одинаково или торчат в разные стороны (дети часто даже не осознают, что наклон, например, или длина черточек разные). И не забывайте впускать в свой дидактический рисунок посторонних персонажей, чтобы ваше чудесное совместное рисование не стало повторением прописей.

Учить буквы и счет можно даже по дороге из школы или на прогулке в выходной. Кстати, может оказаться, что и у вас с программой начальных классов неважно. Она полна трудных (а для ребенка – чрезвычайно трудных) терминов: гласные – согласные, твердые – мягкие, глухие – звонкие. Если не уверены, проконсультируйтесь у учительницы и играйте со всеми этими премудростями: ищите их на вывесках, придумывайте слова, «начинающиеся на…». И не забывайте «ошибаться», пусть ребенок вас поправляет. Пусть придумывает для вас «трудные» задания.

Практикуйтесь в устном счете, сочиняя и решая смешные задачки. Не хватает фантазии – оглянитесь: вокруг столько интересного материала.

Разноцветное настроение

 
Но, конечно, прежде всего, по дороге домой не забудьте спросить у ребенка о его настроении, о том, что для него было главным в сегодняшнем учебном дне, что взволновало, огорчило, когда он чувствовал себя неуверенно или, наоборот, победителем. Помогите разобраться в причинах неудач. И если дискомфорт становится постоянным на протяжении нескольких недель, наверное, стоит поговорить о проблеме с учителем или школьным психологом. Учитывайте только, что именно в начале первого класса слезливость, раздражительность, быстрая утомляемость могут быть следствиями адаптации, а не трудностей в общении или учебе.

Впоследствии, когда школьная жизнь войдет в привычную колею, у ребенка тоже будут периоды  взлета и спада интереса, настроения, активности.   Если после активной полосы ребенок сбавляет темп, делает чуть больше ошибок – это не обязательно повод для тревоги.    

Побыть самим собой

 
Итак, по дороге домой вы узнали, что тяготы школьной жизни ребенок сегодня перенес с честью. Теперь самое время сбросить напряжение и набраться сил. Некоторые родители прилагают массу усилий, чтобы превратить вторую половину дня в точную копию школы: обед, отдых по расписанию, спортивная секция по папиному выбору и – за уроки. Причем домашнее задание часто превращается в многочасовое мучение для всей семьи. Однако бесконечное переписывание не приносит никакой пользы. Основная часть учебной работы должна происходить в классе, а дома ребенку необходимо получать то, чего он категорически лишен в школе.

Дайте ему поделать то, что нравится, остаться в одиночестве, если захочет. Предоставьте ребенка самому себе на какое-то время. Ведь он несколько часов подряд подчинялся чужой воле, существовал по жестким общим правилам, чувствовал себя частью большой группы.

Представьте себя на его месте: полдня под неусыпным надзором, когда вас непрерывно «строят» и одергивают. О какой воле, ответственности и чувстве собственного достоинства можно говорить после нескольких лет такого режима?

По этой же причине у ребенка должна быть личная территория: комната, стеллаж или хотя бы полка. Чтобы устанавливать там порядок (или беспорядок) по своему выбору.

В хороших школах в последнее время, учитывая эту естественную человеческую потребность, выгораживают в холлах небольшие укромные уголки, ниши, уютные закутки. Если учитель вашего класса предлагает или хотя бы согласен устроить в классе нечто подобное, не отмахивайтесь от такой возможности.

С добрым утром!

 
Настрой всего учебного дня во многом зависит от того, в каком состоянии ребенок придет в школу. Многие просыпаются с трудом – те, кого принято называть «совами». Ученые говорят, что периоды интеллектуальной активности сильно зависят от хронотипа человека. У «жаворонков» пик активности приходится на 6:30 утра, а к полудню наступает спад. «Совы» же достигают наилучшей формы только к 10:30, из-за этого на первых уроках они допускают 60–70% всех своих ошибок. Поэтому одной из причин неудачного ответа или плохой отметки может быть просто порядковый номер урока в этот день.

Независимо от хронотипа ребенка, пробуждение его должно быть приятным. Психологи советуют за несколько минут до подъема включить негромкую музыку, неяркий свет. Еще лучше, если к этому прибавится запах вкусного завтрака. Поцелуйте своего замечательного школьника, улыбнитесь, скажите что-нибудь приятное.

Если он с трудом привыкает к школе, чувствует дискомфорт, разрешите положить в карман небольшую любимую игрушку. Учитель, скорее всего не будет против, если вы договоритесь, что ребенок не станет доставать ее во время урока. Как правило, сама мысль о том, что любимый кусочек домашней жизни с тобой рядом и его всегда можно потрогать, очень утешает.


.