Статьи

Каталог

В каталоге представлена информация о московских частных школах, колледжах, лицеях, гимназиях.

Для удобства поиска школ Вы можете воспользоваться интерактивной картой Москвы.

ЦАО САО САО СВАО ВАО ЮВАО ЮАО ЮЗАО ЗАО СЗАО Зеленоградский АО

Реклама

 


Доживем до первого сентября 22.08.08

Доживем до первого сентября

Каникулы когда-нибудь заканчиваются. Это значит, вашему сыну или дочери снова предстоит переключаться на учебу и входить в напряженный ритм. Как настроить ребенка на занятия после отдыха и сделать так, чтобы каждый день в школе приносил радость и ему, и вам, и учителям?

Занимательные учебники

На книжной полке стоят аккуратные новенькие учебники. В них – информация, которая за следующий год должна быть усвоена ребенком, стать его собственным знанием. Он время от времени берет в руки книги: столько нового ждет его впереди, столько интересного... «Смогу ли я все это понять? Ах, какие интересные картинки... Неужели через год я все это буду знать?» – так или примерно так рассуждают многие дети в августе.

Не стоит обольщаться: ни одна даже самая светлая голова не сможет досконально усвоить все, что там написано. Но главное правило успешной учебы – это личный интерес. При его наличии любой материал, даже самый сложный, усвоится гораздо лучше. На этот результат, а не на призрак «абсолютного» знания стоит реально рассчитывать.

Интерес к новому учебнику, не омраченный отметками за невнимательно прослушанную лекцию или плохо выученный урок, можно (и нужно!) поддержать и развить. Сделать это совсем не сложно. Например, поинтересоваться, какие предметы будут изучаться в грядущем учебном году, полистать новые учебники вместе с сыном или дочкой. Искренний интерес родителей к тому, чему будет учиться их ребенок, станет важной основой для общения на весь учебный год. Ведь его нельзя налаживать тогда, когда критическая ситуация уже назрела...

Итак, у этой работы есть две основные цели:

·        развитие интереса ребенка к материалу, который будет изучаться в наступающем учебном году;

·        развитие партнерских отношений взрослого и ребенка.

Для того чтобы просмотр учебников не оказался формальностью (дети сразу почувствуют фальшь!) и помог достичь этих целей, следует придерживаться некоторых принципов.

Во-первых, нельзя допускать отрицательные оценочные высказывания по отношению к ребенку, вроде: «Ты ничего не помнишь!», «Как же ты не можешь понять?!» и так далее. Многие родители думают, что такие фразы заставят их сына или дочь более внимательно относиться к происходящему. Скорее наоборот: словесные оценки ранят ребенка и, вопреки логике взрослых, у него опустятся руки еще до начала учебы.

Во-вторых, нельзя хвалить себя, демонстрируя собственное превосходство. Фразы типа: «Я в твои годы это сразу понял», «Я это проходил тридцать лет назад и до сих пор помню» – не возвысят родителей в глазах ребенка. В этот момент он обычно начинает думать либо о том, что родители лгут, либо о своей неполноценности.

В-третьих, нельзя бояться собственного незнания и скрывать его. Это – сложный момент для родителей, обычно копирующих в общении с детьми не самых лучших учителей: людей, которые постоянно и всем хотят доказать, что знают все и обо всем. Гораздо более ценна готовность признать, что не знаешь всего на свете, но хочешь постоянно что-то новое узнавать. Дело в том, что многие дети ощущают себя неполноценными людьми: им приходится постоянно что-то учить, тогда как живущие рядом взрослые вполне счастливы и без этого процесса. Из этого делается вывод: учеба – никому не нужное занятие, простая повинность для детей. Если же ребенок увидит, что его родители с радостью узнают что-то новое, не боятся своего незнания, а справляются с ним, то и у него возникнет внутреннее желание учиться.

Не стоит превращать предложенный вариант общения в обязательный, хоть и внеплановый урок, обижаться на отсутствие у ребенка ожидаемой взрослыми реакции. Даже если школьник не заинтересовался предложением вместе пролистать какой-то учебник, он будет наблюдать за тем, что дальше сделает мама или папа. Посидит с книжкой пять минут и уйдет смотреть телевизор? Или начнет что-то заинтересованно читать, расскажет о том, что узнал, откроет другие книги?

Нельзя забывать: наши дети копируют нас, хотим мы этого или нет!

Самый сложный предмет

Есть еще один прием, который хотелось бы порекомендовать перед началом учебного года. Он очень простой и очень эффективный. Можно сказать, что это – тайна, которую учителя редко раскрывают своим ученикам, а зря. Если вы когда-то использовали этот прием и сами, просто расскажите о собственном опыте. А если впервые узнали о нем сейчас – не скрывайте это, дети оценят, что не только они волнуются перед началом учебного года и готовятся к нему.

Итак, ребенку не дается какой-то учебный предмет или он мечтает исправить отметку, но у него из года в год это не получается. Посоветуйте ему перед началом учебного года прочитать несколько параграфов заранее, и потом, в течение максимально возможного срока (некоторым, между прочим, удается так учиться постоянно!) читать не только параграф, заданный на дом, но и следующий.

Конечно, вряд ли ребенок сможет самостоятельно разобраться в материале, особенно если предмет ему всегда давался с трудом. Не страшно! От него никто и не ждет этого! Предварительная самостоятельная работа делается совсем для другого. Когда этот же материал будет разбираться на уроке, у вашего ребенка будет особое отношение к тому, что объясняет учитель: появятся вопросы, ответы на которые он может найти в объяснении учителя. Он будет знать, что именно ему непонятно, и совсем по-другому слушать – внимательно, целенаправленно. А значит, сумеет услышать и понять гораздо больше, чем без предварительной подготовки.

Когда-то этот прием предложил мне применить мой отец. Пытаясь улучшить отметку по химии, перед началом учебного года я прочитала пол-учебника органической химии, которую мы только собирались проходить. Если честно, не поняла ничего, даже не смогла догадаться, почему между названиями химических элементов появились какие-то странные черточки, а то и две-три. Зато когда на уроке учительница начала объяснять принципы образования химических связей, я была первой, кто понял материал: «Так вот что означают эти черточки!» Потом я стала учителем биологии и химии. Многолетняя педагогическая практика доказала эффективность этого приема. Я предлагала читать параграфы вперед разным детям: и самым слабым (ни один из тех, кто попробовал так заниматься, больше не был в отстающих!), и самым сильным (это давало хорошую основу для подготовки к вступительным экзаменам).

Каникулы закончились... Каникулы закончились? Каникулы закончились!

В заключение напомню еще об одном немаловажном факторе, на который именно перед началом учебного года стоит обратить внимание. Речь идет об их реакции на окончание отпуска.

«Отдыхать – не работать», – постоянно подшучивают взрослые. И многие продолжают: «Как трудно первые дни на работе! Руки опускаются, делать ничего не хочется. Бросить бы все это...» Как вы думаете, с какими словами в этом случае придет домой ребенок после первых учебных дней? Конечно, с теми же самыми. А откуда взяться другой реакции на закончившиеся каникулы и начавшуюся учебу?

Быть родителем очень трудно. Но порой кажется, что быть ребенком гораздо труднее. Особенно когда дело касается учебы.

Разве кого-то удивит, что неряха-мать не может научить дочку поддерживать порядок? Или что у отца-неумехи сын не знает, как вкрутить лампочку? Но почему-то взрослые не перестают удивляться, что их дети не читают, даже если мама на вопрос, когда она прочитала последнюю книгу, отвечает совершенно серьезно: «Я? Вы шутите! Мое дело – дом вести, а не книжки почитывать!»

Дети и сами знают, как сложно начинать работать после отпуска, а учиться – после каникул. Расскажите им о том, как вы справляетесь с этой проблемой, как готовитесь к предстоящему (наступившему) трудовому году. И тогда первого сентября услышите не о том, что вашему ребенку лениво учиться, а о его друзьях, старых и новых, об интересных встречах и любопытных открытиях.


Автор: Ольга Леонтьева

Источник: http://www.mosparents.ru

к списку статей