Статьи

Каталог

В каталоге представлена информация о московских частных школах, колледжах, лицеях, гимназиях.

Для удобства поиска школ Вы можете воспользоваться интерактивной картой Москвы.

ЦАО САО САО СВАО ВАО ЮВАО ЮАО ЮЗАО ЗАО СЗАО Зеленоградский АО

Реклама

 


Из начальной школы в среднюю – без слез и потерь 22.08.08

Из начальной школы в среднюю – без слез и потерь

Еще недавно вы вели своего ребенка в первый класс. И не успели оглянуться – а он уже в пятом. Начинается новый этап и для него, и для вас – средняя школа. И вроде не должно быть никаких проблем. Считается, что пятикласснику адаптироваться намного легче, чем первокласснику. Но жизнь опровергает этот миф. Часто бывает, что в начальной школе у ребенка все складывается благополучно. А переходит в среднюю – и становится буквально неузнаваем. Родители недоумевают: повзрослел ведь, а значит, должен стать более активным и самостоятельным. А что на деле? Безответственный, невнимательный, учится слабо, ведет себя плохо. Не спешите паниковать и не наседайте на ребенка. Ему и самому в этот период очень тяжело.

Другой уклад – другие требования

Прежде всего в средней школе принципиально меняется система обучения: появляется много разных предметов и педагогов. Если в начальной все занятия ведет один учитель, который хорошо знает детей и уделяет достаточно много внимания их индивидуальным особенностям, то педагоги основной школы работают с детьми разных возрастных групп и встречаются с ними, как правило, два-три раза в неделю. С одними и теми же требованиями учитель зачастую идет и к старшеклассникам, и к младшим подросткам. Между тем физиологические и психологические особенности у детей этих возрастов очень разные. Но многие ли педагоги готовы это учитывать и сходу переключаться с одной аудитории на другую? Не говоря уже об учете индивидуальных особенностей: на первых порах, пока учитель мало знает новеньких, это вообще невозможно. А ребенок ждет привычного – заботливого и внимательного – отношения и, не встретив его, теряется.

Стоит учесть, что незнакомых преподавателей не один, а несколько. Урок и взаимодействие с ними – это ощутимые различия в темпе речи, характере объяснения, системе требований. И если у ребенка пять или шесть уроков в день, то столько же раз ему придется приспосабливаться к педагогу. Это очень сложная задача. Порой на то, чтобы справиться с нею, может уйти весь год.

Кроме того, сильно меняется подача материала. Он становится более объемным и требует других усилий для усвоения. Если в начальной школе могла выручить память – зазубрил и можешь быть спокойным, то в средней на этом уже не выедешь. И если ребенок был не приучен работать с текстом – выделять главное, размышлять, то все его проблемы только усугубятся, и пройдет немало времени, пока он всему этому научится (это при самом благоприятном раскладе). Но даже если он все это умел, то все равно поначалу, оказавшись в новых условиях, может осторожничать и не сразу проявит себя.

Ну и, конечно, с первых же дней ребенок испытывает очень большую нагрузку. С годами объем и интенсивность учебных заданий и темп работы на уроках только растут. Специалисты отмечают, что у школьника любого возраста сегодня нет возможности остановиться, оглянуться, расслабиться, поразмышлять – что же с ним происходит. А в экстремальных ситуациях, к которым, несомненно, относится и переход из начальной школы в среднюю, это еще больше делает ребенка беспомощным и уязвимым.

Как примут в новом коллективе?

Заметим, что ребенок очень часто попадает еще и в новый детский коллектив. Времена, когда весь третий класс автоматически становился четвертым, и можно было в одном окружении провести все десять школьных лет, давно прошли. Сегодня пятые классы часто формируются «с нуля». Да и нередко сами родители на этом этапе переводят детей в другие – более сильные или престижные – школы. А это значит новые сверстники, новые ситуации, новые варианты общения. Тут уж не избежать психологических проблем. Пока еще дети притрутся друг к другу!

По словам специалистов, адаптация в новом коллективе в пятом классе у многих происходит сложнее, чем в первом. Первоклассник приходит в школу с горячим желанием учиться. У него чаще всего еще нет опыта неудач при общении со сверстниками. А на пятиклассников этот опыт – конфликты, выяснения отношений, испытания на себе детской жестокости, насмешек, тем более если есть какие-то проблемы – уже давит. То же самое, кстати, касается и учебы. Ребенок без опыта неудач, оказавшийся в сложной ситуации, готов бороться, добиваться своего. А тот, кто уже ощутил – что такое неудача и чем ему это грозит, часто страдает, как говорят психологи, обученной беспомощностью. Даже имея шанс перебороть неудачу, он боится, тревожится, и это останавливает его.

Ну и, конечно, к пятому классу дети уже не так доверчивы и открыты, как в младшем возрасте. Это, к сожалению, тоже издержки опыта. Неудивительно, что новый коллектив у многих вызывает чувство тревоги, страха, настороженности, что мешает общению и затрудняет новые контакты.

А теперь выйдем за пределы класса. Кругом – сплошные незнакомые лица, и все старше тебя и выше как минимум на голову. Еще несколько месяцев назад третьеклассник был самым старшим в начальной школе, а теперь он снова самый маленький и самый бесправный. Осознание этого факта, конечно, не прибавляет уверенности.
Под натиском физиологической бури

Не стоит забывать, что все эти трудности развиваются на фоне полового созревания – начинается серьезная гормональная перестройка в организме. Специалисты называют ее физиологической бурей. Меняются эндокринная, сердечно-сосудистая системы, системы дыхания, функционирования мозга. Кроме того, нервная система в этот период крайне неустойчива – ребенок чрезмерно возбудим, тревожен, у него обостряются буквально все чувства.

«Именно в это время снижаются показатели памяти, внимания, организации деятельности, – поясняет Марьяна Михайловна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской Академии образования. – Ребенок хуже контролирует себя, свои эмоции, свою деятельность. С одной стороны, он становится старше, и от него, конечно, ждут большего. Но физиологически он, наоборот, теряет те достижения, которые у него уже были в предыдущий год. Это очень огорчает и часто раздражает взрослых. «Ты уже большой, – говорят ему, – в прошлом году ты быстро учил стихотворения, а сейчас ничего не запоминаешь, значит, не хочешь!» А на самом деле он просто не может! Это критический период развития ребенка, биологическая перестройка и физиологическая буря в организме совпадают с совершенно новыми условиями и требованиями обучения. И если мы не поймем, что ребенку сложно – психологически, физиологически – в общении со сверстниками, взрослыми, если не поддержим его, не дадим ему основания убедиться в том, что мы в него верим, то он может потерять уверенность в своих силах».

В тесном контакте и спокойствии

Очевидно, что именно в это время у ребенка начинается так пугающий многих родителей подростковый период. Правда, пока это лишь цветочки. Дойдет ли до ягодок, во многом зависит от родителей. Мнение взрослого на этом этапе развития уже становится для ребенка менее значимым, чем мнение сверстников. Он понимает, что не очень-то зависим от взрослых. И при любом удобном случае пытается отстоять свою позицию, пусть даже и неправильную – ведь это так важно для него сейчас. А многие родители считают, что он просто действует им назло. Самый правильный путь – не давать власти амбициям, а сосредоточиться на доверительных отношениях и откровенных разговорах.

«Очень важно научиться вынимать из ребенка «занозу» – ту проблему, которая его тревожит. Ведь сам он не придет и не скажет, что его угнетает. Нужно суметь создать ситуацию, когда он захочет рассказать, – считает Марьяна Безруких. – И ребенок должен быть уверен, что вы не будете его ругать, стыдить, наказывать, чего-то лишать. Иначе от него не дождешься откровений. А не зная проблемы, решить ее невозможно. Но ребенок не может долго жить один на один с ней. Младший школьник, может быть, поплачет, пожалуется бабушке, или, забыв, что мама за это уже ругала однажды, пожалуется ей и во второй раз. А подросток не будет испытывать судьбу дважды: в первый раз не поняли, во второй ни за что не придет. Но боль-то свою нужно будет выплеснуть обязательно. Потеряв надежду найти понимание у взрослого, он обратится за поддержкой к сверстникам. Но сверстники и общение с ними могут быть очень разными. И часто в таких случаях подросток уходит от собственных неудач на улицу».

Принято считать, что самый сложный возраст – это 14–15 лет. На самом деле, период 10–11 лет еще сложнее. И если ребенок с помощью взрослых благополучно проходит этот этап, то, скорее всего, позже серьезных проблем уже не будет.

Все перемелется

Сложный для ребенка этап перехода из начальной школы в среднюю всегда можно смягчить. Конечно, совсем избавиться от проблем адаптации не удастся, слишком много объективных и субъективных причин эту адаптацию сопровождают. Психологи считают, что при благоприятном раскладе на привыкание к новым условиям уйдет примерно полгода. А к концу пятого класса преграда может быть полностью преодолена. Но это при условии, если ребенок будет делать это не в одиночку. Как вы можете ему помочь?

Вот советы, которые дает вам Марьяна Михайловна Безруких:
 - Внимательно наблюдайте за ребенком. Насторожить должно то, что возникает внезапно и не свойственно его привычному поведению. Это первый признак: что-то неблагополучно. Например, ребенок всегда был медлительным, спокойным, не очень разговорчивым, и вдруг стал возбужденным, чрезмерно говорливым, агрессивным. Это должно насторожить. То же самое в отношении активного, быстрого, готового обо всем рассказать, всем поделиться ребенка – если он неожиданно замолк, стал тихим и чересчур спокойным. Или, допустим, спал ребенок хорошо и вдруг ни с того ни с сего крутится во сне, просыпается ночью, говорит, что снятся страшные сны.
 - Постарайтесь понять, что произошло, осторожно и аккуратно поговорив с ребенком. Возможно, причина не лежит на поверхности и ее придется поискать наводящими вопросами. Главное – не спрашивайте в лоб. Следите, чтобы ваши тон и состояние были спокойными, доброжелательными, ровными. Не говорите с раздражением и неудовольствием, не повышайте голос, иначе ребенок замкнется, и вы вообще ничего от него не добьетесь.
 - Стройте свои отношения с ребенком так, чтобы он вас не боялся. Тогда он не будет хитрить, обманывать и скрывать от вас неприятные события. Чаще всего он делает это из страха, а не потому, что лживый или недобросовестный.
 - Будьте готовы к тому, что поначалу успеваемость ребенка может стать хуже. Не стоит тревожиться по этому поводу. Постепенно, когда он привыкнет к новой жизни, все станет на свои места. Если это долгое время не происходит, постарайтесь выяснить, в чем причина. И попытайтесь вместе с ребенком ее устранить. Не можете справиться сами, призовите на помощь других. Но только не говорите ребенку, что это только его забота.
 - Не шантажируйте ребенка и не играйте на его чувствах. Есть дети, которые боятся огорчить родителей, а мамы пользуются этим, все время говоря, например, что от плохих отметок сына или дочери у нее начинает болеть голова или сердце.
Помогите ребенку поискать любимое дело, которое у него в этом возрасте обязательно должно быть помимо учебы. Это может быть драмкружок, моделирование, пение, танцы, компьютер или что-то еще. Дайте ему возможность попробовать себя в одном, другом, третьем, чтобы разобраться в своих настоящих интересах и увлечениях.
 - Обязательно установите контакт с педагогами. Порой сами родители, без помощи учителя, решить возникшую проблему просто не смогут. Ищите в них не противников, а союзников.
 - Составьте для ребенка подробную схему школьного здания – на каком этаже и в каком крыле находятся кабинеты, в которых у него будут занятия. Поначалу его могут испугать эти лабиринты. Ваша схема поможет ему быстрее сориентироваться и привыкнуть к новому зданию.


Автор: Елена Лосевская

Источник: http://www.mosparents.ru

к списку статей
.