Статьи

Каталог

В каталоге представлена информация о московских частных школах, колледжах, лицеях, гимназиях.

Для удобства поиска школ Вы можете воспользоваться интерактивной картой Москвы.

ЦАО САО САО СВАО ВАО ЮВАО ЮАО ЮЗАО ЗАО СЗАО Зеленоградский АО

Реклама

 


Домашние задания в уютной атмосфере 22.08.08

Домашние задания в уютной атмосфере

Залог успешной учебы ребенка в школе — добросовестное выполнение им домашних заданий. И здесь многое зависит от того, насколько школьнику удобно заниматься дома, нравится ли ему его рабочее место.

О главном

Каковы бы ни были жилищные и материальные возможности семьи, могут ли родители выделить отдельную комнату для ребенка или только крошечный уголок в тесной квартирке, обустраивать пространство для самостоятельных занятий нужно вместе с учеником. Это касается и первоклассников (у них уже вполне сформировались цветовые пристрастия, вкусы, а также творческие склонности), и тем более подростков. В конце концов, им проводить долгие часы за этим письменным столом и не один год хранить свои тетрадки, книжки и прочие сокровища на конкретных полках. Если родители прислушаются к мнению детей на стадии оформления учебного места, а впоследствии не станут самовольно туда вторгаться (наводить порядок, проверять, где что лежит), этот рабочий уголок станет не только отражением вкусов и потребностей юных тружеников, но и местом, которое они будут воспринимать как свое личное пространство, где почувствуют себя комфортно и безопасно. А, значит, будут усаживаться за письменный стол с удовольствием, без отвращения и страха. Есть шанс, что эти чувства распространятся на сам процесс работы. И выполнение домашних заданий перестанет казаться неприятным моментом жизни.

Конечно, детские, особенно подростковые идеи, порой кажутся родителям диковатыми. Придется в чем-то смириться, найти компромиссные решения. Разумно создать мобильный интерьер, легко изменяемый, поскольку то, на чем сегодня ребенок упорно настаивает, завтра покажется ему совершенно неприемлемым.

Однако есть область, где компромиссы и временные решения недопустимы. Это вопросы здоровья и безопасности.

Прописные истины

Рабочее место школьника должно отвечать гигиеническим нормам, чтобы домашние занятия не превратили его постепенно в инвалида. Надо заметить, это случается чаще, чем мы думаем. По статистике, больше половины первоклассников приходит в школу уже с нарушенной осанкой, испорченным зрением. Представляете, что произойдет с позвоночником и глазами детей за 11 лет напряженной учебы, если мы не обеспечим их правильными столами, стульями, освещением?

Правильный стол

Когда ребенок садится за правильный стол (ученика стоит взять в магазин для испытания выставленных в торговом зале образцов), то край столешницы оказывается на уровне его груди (согнутые в локтях руки горизонтально лежат на столе), а ноги стоят на полу (на подставке) под прямым углом, при этом между столешницей и коленями, между ногами и ножками стола (боковыми тумбами) остается достаточно свободного места, чтобы колени не упирались в стол снизу, чтобы легко было шевелить ногами. Хорошо, когда столешница чуть наклонена. Это помогает сидящему держать спину прямо, к тому же обеспечивает удобное для глаз положение книги, тетради. Размер поверхности стола позволяет расположить альбом в развернутом виде, подставку для карандашей.

Современному ученику нужен и компьютер. Его можно разместить отдельно, а можно приобрести специальный письменно-компьютерный стол. Чаще всего это Г-образный (угловой) стол с закругленной выемкой и расположенной в основании буквы «Г» тумбой (лучше на колесиках). Длинная часть в этом случае предназначена для письма, а короткая — для компьютера. «Компьютерная» часть стола должна иметь специальные отделения для монитора (верхняя кромка монитора находится примерно на уровне лба, а нижняя — под углом около 30 градусов) и системного блока, выдвигающуюся снизу панель под клавиатуру. Пригодится также система полок для размещения периферийных устройств (принтера, сканера, компакт-дисков) и специальные места или отводы для проводов и кабелей (чтобы они не путались под ногами).

Большинству детей не нравится заниматься спиной к входной двери — это давит психологически и мешает сосредоточиться. Поэтому для правильного стола нужно выбрать в комнате нужное место. Врачи советуют: если есть возможность, помимо письменного стола приобретите конторку — высокий столик, за которым можно работать стоя. Долго сидеть даже за самым идеальным столом все же не полезно для позвоночника. Поэтому разумно менять позу во время работы: немного позанимался сидя, надоело — пиши стоя. Конторки, как правило, продаются складные, поэтому они не занимают много места, их можно поставить то в центр комнаты, то поближе к окну. Кстати, это может выручить, если в семье несколько школьников, но нет возможности установить отдельный стол каждому. Будут меняться: один трудится за письменным столом, второй — за конторкой. Потом наоборот.

Правильный стул

Когда ребенок садится на правильный стул, его ноги упираются в пол (а не болтаются в воздухе), колени согнуты под прямым углом, выступающая часть спинки поддерживает поясницу (лучше, если верхняя часть спинки стула будет немного уже нижней), на сиденье достаточно места, чтобы ученик мог свободно вертеться, ерзать. Между краем сиденья и задней поверхностью голени помещается сжатый кулак, передняя часть сиденья чуть скруглена и слегка наклонена вниз, чтобы ноги не затекали. Хорошо, если у стула (кресла) есть подголовник: фиксируя положение головы, он не дает сутулиться. Пригодятся и подлокотники (стационарные или съемные), регулирующиеся по высоте над сиденьем и по внутреннему расстоянию между ними.

Кресло на колесиках особенно порадует мальчишек. Им необходимо двигаться даже во время выполнения домашних заданий. Девочки, скорее, обратят внимание на обивку, приятную на ощупь, красивого оттенка, на мягкость сиденья. И стол, и стул, конечно, должны быть сделаны из безопасных для здоровья материалов.

Понятно, что правильная мебель стоит недешево. А ребенок растет… Что же, каждый год покупать новые столы и стулья? К счастью, сегодня продается мебель, размеры которой можно менять, а значит, пользоваться ею много лет, не портя ни осанку, ни зрение. Подгонять стол по росту придется раз-два в год, а вот менять угол наклона спинки, высоту сиденья кресла ребенку захочется часто (особенно поначалу), и делать это он будет сам, без помощи взрослых. Поэтому важно обратить внимание на простоту и безопасность механизмов регулирования стульев.

Правильное освещение

Рабочее место ученика должно быть хорошо освещено. На солнечный свет в наших широтах особо рассчитывать не приходится. Конечно, замечательно, если естественный свет из окна попадает на стол (лишь бы не прямо в глаза и не со стороны рабочей руки). Но все же главная наша забота — искусственное освещение. Обязателен верхний свет (сильный контраст между освещенным рабочим местом и темной частью комнаты вреден для зрения) и настольная лампа, расположенная слева (если ребенок пишет правой рукой) или справа (для ребенка-левши). Вместо настольной лампы (в целях экономии места на столе) можно использовать лампу-»прищепку» или подвесную лампу на гибкой ножке, чтобы ребенок мог регулировать уровень освещенности стола. У лампы должен быть абажур (чтобы прямой свет не попадал в глаза), только не хрустальный: он создаст дополнительные блики, а это лишняя нагрузка для глаз.

Дети любят заниматься лежа, на ковре, на диване. Это не полезно для глаз, но неизбежно. Поэтому лучше позаботиться о том, чтобы эти пространства также были хорошо освещены (люстра — над ковром, над кроватью — бра), а не ругать ребенка за то, что он читает в темноте. Мальчикам необходимо более яркое освещение, чем девочкам. Иначе они быстро устанут.


Большой мир в маленькой комнате

Оборудование рабочего места для ребенка начинается с приобретения качественной мебели, но не заканчивается на этом. Важно отделить рабочий уголок от остального пространства комнаты (спальная и игровая зоны). Не обязательно строить стенки, ставить ширмы, громоздить шкафы. Иногда достаточно правильно подобрать цвета (обои, обивка мебели), чтобы место учебы зрительно отличалось от всех прочих частей квартиры.

Слишком яркие краски, как и чересчур блеклые, плохо влияют на работоспособность. Одни слишком возбуждают, другие, напротив, вгоняют в уныние. Посоветуйте ребенку выбрать спокойные чистые оттенки и теплые тона: желтый (поднимает настроение), оливковый, золотистый, зеленый (повышают работоспособность), нежно-голубой (стимулирует мозговую деятельность), бежевый, терракотовый. Если же подросток настаивает на кислотно-розовом или удручающе черном цвете, постарайтесь найти компромиссный вариант (например, черный стол в окружении оливковых стеллажей) и заодно проконсультируйтесь с психологом: какие проблемы так негативно влияют на вашего школьника.

Теперь приглядимся к стенам и потолку рядом с рабочим столом. Это тоже часть учебного пространства. Неплохо повесить на стену доску для рисования мелками или большие листы бумаги, на которых можно писать маркерами. Сюда ученик запишет все сегодняшние задания, а потом с наслаждением будет стирать их, одно за другим (или вычеркивать). В то же время это место для перечня важных дел, распорядка дня, лозунгов жизни, это пространство создания всевозможных рисунков под настроение, подростковых граффити. Полезным дополнением станут висящие по соседству географические карты, таблицы, схемы. Для добавления радостных ноток в повседневную монотонную жизнь ребенок повесит картины (подарите ему что-то по-настоящему красивое), плакаты, афиши. Пусть одну картину, самую любимую, разместит на линии взгляда, прямо перед столом. Отвлекаясь от трудных задач, школьник поднимет глаза и увидит прекрасный портрет или пейзаж (хотя бы репродукцию). И глаза отдохнут, и настроение улучшится. Для того чтобы вся эта настенная выставка не портила обои и могла мгновенно меняться, прибейте к стенкам под потолком рейки или натяните леску. Пара кнопок (скрепок, веревочек) — новый шедевр уже висит. И никакого скотча, пластилина, и никаких гвоздей!

Привычка глазеть в потолок передается у школьников из поколения в поколение. Не стоит ругать детей за это. Лучше приклейте на потолок карту звездного неба (можно изготовить ее из продающихся в магазинах светящихся звездочек), буквы иностранного алфавита, силуэты кораблей или самолетов. Все, что подскажет вашему ребенку его фантазия и насущная необходимость.

На рабочем месте поддерживать порядок необходимо, но трудно. Во-первых, множество всяких предметов (ластики, карандаши, краски, любимые игрушки, учебники, шарики, тетради) приходится постоянно вытаскивать и снова класть на место. Во-вторых, слишком мало на свете педантичных детей, готовых ежедневно все раскладывать по полочкам и ящичкам. Для того чтобы не ругаться по пустякам и не бросаться героически расчищать детский стол от многометровых завалов, родителям стоит разместить в комнате, где ребенок делает уроки, стеллаж с полками разной высоты (для книг разных форматов) и различные коробки, ящики, пластмассовые контейнеры на роликах (продаются такие — для хранения овощей), корзины для белья. Сюда ребенок сможет побросать в считаные секунды все, что ему мешает на столе. Здорово, если ящики, контейнеры будут разноцветными (можно всей семьей оклеить обычные коробки цветной бумагой, символическими картинками) — так ученику проще будет разобраться, где что лежит. К примеру, в синей коробке — тетради, в желтой — краски, альбомы и пластилин, в зеленой — ручки, карандаши, фломастеры. Естественно, родители не имеют права без разрешения рыться в этих ящиках, как бы ни хотелось им проверить, что там творится.

На свободной стене повесьте кусок ткани с нашитыми кармашками — для важных мелочей, которые должны быть всегда под рукой. Где-нибудь прибейте пару крючков для сумок, пакетов, портфеля, чтобы все это не валялось под ногами.

Если ребенок — настоящий хозяин своего рабочего места, значит, все должно быть расположено так, чтобы можно было легко до всего дотянуться. Это влияет на рабочий настрой, а значит, на качество работы.


Каждый ребенок — особенный

Любой родитель твердо знает: его ребенок совершенно не похож на всех остальных. И рабочее пространство для него должно быть особенным, с учетом личности учеников.

Тревожным, неуверенным в себе школьникам важно постоянно иметь под рукой какие-то вещи, способные ободрить, поддержать в минуту слабости. Это может быть игрушка, подаренная мамой, другом, любимая книжка, фотографии, наклейки. А вот для ребят с неустойчивым вниманием все эти милые пустячки станут помехой. Им необходим «стерильно» чистый стол, чтобы ничего не отвлекало от уроков.

Для быстро устающих учеников важный элемент интерьера — часы.

— Ага, уже 20 минут прошло. Самое время отдохнуть. Так и мама советует, и учительница.

Если в комнате болтаются под потолком качели или канат, боксерская груша (для мальчика), висит турник в дверном проеме, спрятаны под кроватью гантели или прыгалки (для девочки), то после 10-минутного перерыва школьник эффективно продолжит работу.

Ученикам слабовольным, пока не умеющим выполнять взятые на себя обязательства, необходимо постоянно видеть перед собой список неотложных дел на сегодня (вычеркнул сделанное, посмотрел, что осталось), расписание завтрашних уроков, записку от мамы или собственное письменное обещание «сначала уроки, потом — компьютер».

Кстати, для некоторых детей компьютер представляет собой непреодолимый соблазн. В этом случае стоит поместить заманчивый агрегат подальше от рабочего стола, в общей комнате, например. Так и ребенку будет легче удержаться от искушения, и взрослым проще проконтролировать, не завис ли школьник перед монитором вместо того, чтобы делать уроки.


Автор: Людмила Печатникова

Источник: http://www.mosparents.ru

к списку статей
ERROR