Статьи

Каталог

В каталоге представлена информация о московских частных школах, колледжах, лицеях, гимназиях.

Для удобства поиска школ Вы можете воспользоваться интерактивной картой Москвы.

ЦАО САО САО СВАО ВАО ЮВАО ЮАО ЮЗАО ЗАО СЗАО Зеленоградский АО

Реклама

 


Как освободиться от компьютерной зависимости? 28.08.08

Как освободиться от компьютерной зависимости?

Поразительно, как совпадают у подростков признаки наркотической и компьютерной зависимости! Если не считать расширенных/суженных зрачков, практически все остальные проявления налицо. Вся жизнь подчиняется игре (кайф от «дозы» и ожидание следующей порции), и другие интересы из нее уходят. Ребенок начинает хуже учиться, может терять в весе, забывая поесть, крадет деньги на новые игры или на посещение компьютерного клуба… К сожалению, родители поздно осознают, насколько это может быть опасно, полагая, что ребенок просто ленится и не хочет учиться. В то время как надо честно признать: компьютерная игромания – такая же форма зависимости, как и любая другая.

Что это такое?

На фоне неблагополучных детей компьютерные игроманы выглядят вполне невинно: на улице не пропадают, ведут себя тихо и спокойно, из поля зрения родителей исчезают очень редко. Тогда в чем проблема? А в том, что постепенно игры вытесняют все другие занятия: сначала ребенок перестает гулять, потом сводится на нет его живое общение с друзьями и сверстниками – остаются лишь чаты, сетевые игры и перезвоны для совместного прохождения игровых уровней. Про учебу и говорить нечего. Захожу в десятый класс во время урока – учительница объясняет материал практически в полной тишине. Слышен только странный шелест и отдельные возгласы, явно не относящиеся к теме: у каждого второго под партой портативные игровые консоли. Какая уж тут физика!

Мама двенадцатилетнего мальчика, который попал в такую компьютерную зависимость, просто в отчаянии:
«Он живет от игры до игры. Мы жестко ограничили время одним часом в день, а за двойки вообще лишаем возможности пользоваться компьютером. Так он ничем другим заняться не может – сначала ждет, когда можно будет поиграть, потом мается: когда наступит время следующего сеанса? Друзья к нему на день рождения пришли. И что же? Быстро смели угощение – и к компьютеру: один играет, остальные болеют. Я уже готова выбросить эту машину!»

Если младшие и средние школьники просиживают штаны в ущерб активным действиям, то с подростками и молодыми людьми все гораздо сложнее. У них пропадает мотивация к любой другой деятельности (включая общение с противоположным полом, поступление в институт и работу), кроме компьютерно-игровой. Вот тут родители и начинают бить тревогу: вместо того чтобы готовиться к поступлению в вуз, ребенок круглосуточно бьет орков. Даже расставание с любимой не способно вернуть к действительности: ваш сын может просто не заметить, что подруга две недели не звонит и не приходит. Один восемнадцатилетний юноша мне как-то сказал: за игрой время летит настолько незаметно, что можно присесть на полчасика, а встать на следующие сутки. Весьма похоже на то, что говорят посетители казино, не правда ли?

Как возникает зависимость?

Считается, что существуют личности толерантные к зависимости и, наоборот, резистентные, то есть, поддающиеся или устойчивые. Мальчики гораздо быстрее «подсаживаются» на любой «наркотик», чем девочки, отчасти потому, что для девочек социальное общение намного важнее, нужнее и интереснее, чем любая игра. Чем младше ребенок, тем быстрее формируется зависимость. Например, малыш, которого в полтора года сажали к телевизору посмотреть «телепузиков» (чтобы мама могла хотя бы полчасика передохнуть), с большей вероятностью станет игроманом, чем тот, которому телевизор не включали до трех лет, а компьютер – до семи – десяти (хотя сегодня это скорее из области фантастики).

В игре ребенок (да и взрослый) имеет волшебную возможность почувствовать себя удачливым, непобедимым супергероем, воплотить все свои мечты. Это забирает психическую энергию, необходимую для роста и формирования социальных навыков, адаптации к реальной жизни, реализации своих желаний в настоящем мире. Если «он ничего не хочет» – все, пора к психологу. И это объяснимо: желания возникают при взаимодействии с миром, а в игре ребенку предлагается действительность, которую он может создать под себя. Как возможность справляться с ежедневными стрессами, это, наверное, вполне эффективное решение. Но как способ проводить свою единственную жизнь…

На что обращать вниманиекомпьютер

Сколько времени ребенок проводит за игрой? Час-полтора в день или четыре-пять? Что он делает, когда не играет? Способен ли сам остановиться, если настало время куда-то идти, есть, спать, делать уроки? Есть ли у него друзья? Гуляет ли он хотя бы час каждый день? Играет ли во что-нибудь, кроме компьютера? Какие подарки просит – новую «бродилку-стрелялку» или что-то другое?

Если на большую часть вопросов вы ответили «да», вам не о чем беспокоиться. Значит, компьютерные игры для вашего ребенка – лишь один из способов проводить время: поиграет и займется чем-то другим. Но если сидение за компьютером постепенно вытесняют все другие виды деятельности – тогда дело плохо, и вам придется с этим бороться.

Бывает, что на первый взгляд беспокоиться и не о чем: ребенок – вполне благополучный, послушный и сговорчивый. Он хорошо учится, помогает по дому, а все остальное время проводит у экрана – сначала телевизора, потом компьютера. Вроде бы все в порядке. Сейчас – возможно, да. Но трудно сказать, все ли в порядке будет спустя пять, десять, пятнадцать лет. У нас нет еще на этот счет достоверной статистики, просто потому, что поколение игроманов еще не вступило во взрослую жизнь. Но западные исследования показывают, что у детей, проводящих за компьютером большую часть свободного времени, хуже формируются социальные навыки, они испытывают сложности в общении с противоположным полом, с трудом строят свою семейную жизнь. Причина все в том же: не наработано умение распознавать невербальные сигналы, считывать «скрытые послания», договариваться. Все, что сложнее простейших логических задач, вызывает оторопь.

Может показаться, что я вас запугиваю, но факт остается фактом: большинство современных молодых людей от 14 до 22 лет предпочтут провести вечер за игрой, нежели за «утомительным» ухаживанием за девушкой или прогулкой с друзьями.

Как помочь

Сразу скажу: это будет непросто. Любое отвыкание сопровождается «ломками», зачастую довольно болезненными. И отвыкание от компьютерной зависимости – не исключение. Для начала вам придется выдержать как минимум несколько атак со стороны ребенка, которые будут сопровождаться упреками в нарушении его прав, жестокости по отношению к нему и уговорами: «Ну, я же хорошо учусь, все делаю, почему я не могу делать то, что хочу?!»

Мне кажется, что зависимость – не тот случай, где можно проявлять терпимость. Родители несут ответственность за жизнь и благополучие ребенка и не могут позволить ему бездарно проводить свои дни только потому, что так легче, проще и дешевле.

Вам придется на некоторое время взять на себя функции придумщика и развлекателя, стать аниматором в самом прямом смысле этого слова: заново вдохнуть душу в того, кто практически полностью переселился в виртуальный мир. Поводить его по разным кружкам, выбрать то, что реально увлечет его, следить, чтобы ходил туда и не пропускал. Ни в коем случае не поддаваться попыткам манипулировать («У меня так болит голова – можно, я сегодня посижу дома?»). Читать и разговаривать с ребенком по вечерам, когда наваливается тоска и особенно хочется с головой уйти в иную, увлекательную действительность. И постоянно объяснять ему, что с ним происходит, напоминая, что дальше будет легче. Вообще, следует относиться к происходящему так, как будто у вас на руках – «зашитый» алкоголик, уж простите за столь резкое сравнение.

Сначала будет очень тяжело, почти невыносимо. Вы, скорее всего, десять раз пожалеете, что вообще затеяли это дело. Но потом станет легче, ребенок втянется в новый распорядок жизни, у него появятся приятели и занятия помимо компьютера, он наконец согласится поехать в лагерь или пойти в поход, о чем раньше даже заикнуться было невозможно.

Не исключено, что через месяц совершенно бескомпьютерного режима, вы согласитесь снова его включить –
на каких-то условиях. В нашей семье, например, устроено так: один час пользования в день (в каникулы – полтора), пропущенное время не компенсируется, за двойки компьютер закрывается на неделю. Выполнять этот договор технически нам помогла программа «Строгий папа», которая пускает человека в систему только на определенное время и сама закрывает доступ. Спорить с ней бесполезно – слов она не понимает, а «снести»
эту программу может только системный администратор. Сын побесился-побесился и привык. Сам следит за тем, чтобы не пропустить время – научился планировать свои дела, Правда, порой тщательно пытается скрывать «пары» – ну, так этим все болеют.

Желаю успеха и надеюсь, что у вас получится оторвать ребенка от компьютера и повернуть лицом к реальной жизни.


Автор: Екатерина Дёмина, детский психолог

Источник: http://www.mosparents.ru

к списку статей
.