22.08.08 Как помочь первокласснику войти в новую жизнь

Вот наконец и утихли страсти первых школьных недель. Начались нормальные учебные будни. Первоклассники постепенно входят в новый ритм, хотя дается им это очень нелегко. Первый школьный год приносит огромные эмоциональные потрясения и нагрузки, с которыми не сравнится даже напряжение выпускного класса. Именно первый класс во многом определяет последующие достижения и неудачи. И лучшее, что могут сделать родители, – это помочь ребенку, такому, какой он есть, с его темпераментом, психологическим ритмом, способностями, привыкнуть к новой роли. Педагог Елена Куценко размышляет, как это сделать с наименьшими потерями.

Разумная поддержка

Так что же, учитывая предельную важность первого класса, родителям нужно неусыпно стеречь каждый шаг и каждое слово ребенка, «подстилать соломку» и максимально опекать? Конечно, нет. Ребенку необходима помощь и поддержка, но нужно твердо помнить, что в школу пошел он, а не вы. Все трудности и испытания ему нужно пройти самому. Преувеличенная опека не пойдет на пользу.

Иногда родители, особенно молодые, сами не так давно закончившие школу, слишком живо вспоминают и переживают заново свои школьные проблемы, страхи, комплексы. И проецируют их на ребенка. Не стоит навешивать на него собственные детские проблемы – ему бы справиться со своими.

Если вдруг дело дойдет до вызова в школу, не стремитесь тут же встать на сторону разгневанного учителя (да простят меня коллеги-педагоги!), иначе ваш ребенок окажется один против двоих нападающих на него взрослых! Конечно, бросаться в бой с учителем на глазах у ребенка тоже не стоит. Выслушайте спокойно претензии, пообещайте разобраться. Но так, чтобы ребенок не сомневался в непоколебимости вашей любви и поддержки. Не скрывайте, что огорчены его поступком, нерадивостью, шалостью, но он должен быть уверен: вы всегда будете на его стороне.

По дороге домой

 
Хорошо бы, смиряя свой воспитательный пыл, удерживаться на стороне ребенка не только в конфликтных ситуациях, а постоянно. Часто родители становятся преувеличенно требовательными и строгими к новоиспеченному школьнику: ты теперь большой и должен… А вы сами можете вдруг, в один день, стать на порядок более работоспособными, ответственными? Вот и он не может. Тем более что на шесть-семь лет приходится очередной кризис детского возраста, когда ребенок психологически превращается из дошкольника в школьника.

Не доводите его до изнеможения учебными занятиями еще и дома. Ему тяжело даже сидеть на одном месте дольше 15–20 минут. Не «тренируйте на усидчивость» ребенка, это утомляет и прививает только отвращение к бесконечному сидению над тетрадкой.

А что если буквы вкривь и вкось, да и сложение-вычитание даются с трудом? Повторяйте на здоровье школьную программу или даже чуть опережайте, но только в интересной игровой форме.

Рука не слушается – предложите порисовать на большом листе карандашами рельсы, дождик, траву под ветром. Попросите оценить: все ли травинки наклонились одинаково или торчат в разные стороны (дети часто даже не осознают, что наклон, например, или длина черточек разные). И не забывайте впускать в свой дидактический рисунок посторонних персонажей, чтобы ваше чудесное совместное рисование не стало повторением прописей.

Учить буквы и счет можно даже по дороге из школы или на прогулке в выходной. Кстати, может оказаться, что и у вас с программой начальных классов неважно. Она полна трудных (а для ребенка – чрезвычайно трудных) терминов: гласные – согласные, твердые – мягкие, глухие – звонкие. Если не уверены, проконсультируйтесь у учительницы и играйте со всеми этими премудростями: ищите их на вывесках, придумывайте слова, «начинающиеся на…». И не забывайте «ошибаться», пусть ребенок вас поправляет. Пусть придумывает для вас «трудные» задания.

Практикуйтесь в устном счете, сочиняя и решая смешные задачки. Не хватает фантазии – оглянитесь: вокруг столько интересного материала.

Разноцветное настроение

 
Но, конечно, прежде всего, по дороге домой не забудьте спросить у ребенка о его настроении, о том, что для него было главным в сегодняшнем учебном дне, что взволновало, огорчило, когда он чувствовал себя неуверенно или, наоборот, победителем. Помогите разобраться в причинах неудач. И если дискомфорт становится постоянным на протяжении нескольких недель, наверное, стоит поговорить о проблеме с учителем или школьным психологом. Учитывайте только, что именно в начале первого класса слезливость, раздражительность, быстрая утомляемость могут быть следствиями адаптации, а не трудностей в общении или учебе.

Впоследствии, когда школьная жизнь войдет в привычную колею, у ребенка тоже будут периоды  взлета и спада интереса, настроения, активности.   Если после активной полосы ребенок сбавляет темп, делает чуть больше ошибок – это не обязательно повод для тревоги.    

Побыть самим собой

 
Итак, по дороге домой вы узнали, что тяготы школьной жизни ребенок сегодня перенес с честью. Теперь самое время сбросить напряжение и набраться сил. Некоторые родители прилагают массу усилий, чтобы превратить вторую половину дня в точную копию школы: обед, отдых по расписанию, спортивная секция по папиному выбору и – за уроки. Причем домашнее задание часто превращается в многочасовое мучение для всей семьи. Однако бесконечное переписывание не приносит никакой пользы. Основная часть учебной работы должна происходить в классе, а дома ребенку необходимо получать то, чего он категорически лишен в школе.

Дайте ему поделать то, что нравится, остаться в одиночестве, если захочет. Предоставьте ребенка самому себе на какое-то время. Ведь он несколько часов подряд подчинялся чужой воле, существовал по жестким общим правилам, чувствовал себя частью большой группы.

Представьте себя на его месте: полдня под неусыпным надзором, когда вас непрерывно «строят» и одергивают. О какой воле, ответственности и чувстве собственного достоинства можно говорить после нескольких лет такого режима?

По этой же причине у ребенка должна быть личная территория: комната, стеллаж или хотя бы полка. Чтобы устанавливать там порядок (или беспорядок) по своему выбору.

В хороших школах в последнее время, учитывая эту естественную человеческую потребность, выгораживают в холлах небольшие укромные уголки, ниши, уютные закутки. Если учитель вашего класса предлагает или хотя бы согласен устроить в классе нечто подобное, не отмахивайтесь от такой возможности.

С добрым утром!

 
Настрой всего учебного дня во многом зависит от того, в каком состоянии ребенок придет в школу. Многие просыпаются с трудом – те, кого принято называть «совами». Ученые говорят, что периоды интеллектуальной активности сильно зависят от хронотипа человека. У «жаворонков» пик активности приходится на 6:30 утра, а к полудню наступает спад. «Совы» же достигают наилучшей формы только к 10:30, из-за этого на первых уроках они допускают 60–70% всех своих ошибок. Поэтому одной из причин неудачного ответа или плохой отметки может быть просто порядковый номер урока в этот день.

Независимо от хронотипа ребенка, пробуждение его должно быть приятным. Психологи советуют за несколько минут до подъема включить негромкую музыку, неяркий свет. Еще лучше, если к этому прибавится запах вкусного завтрака. Поцелуйте своего замечательного школьника, улыбнитесь, скажите что-нибудь приятное.

Если он с трудом привыкает к школе, чувствует дискомфорт, разрешите положить в карман небольшую любимую игрушку. Учитель, скорее всего не будет против, если вы договоритесь, что ребенок не станет доставать ее во время урока. Как правило, сама мысль о том, что любимый кусочек домашней жизни с тобой рядом и его всегда можно потрогать, очень утешает.


Автор:
Источник: http://www.mosparents.ru