Статьи

Каталог

В каталоге представлена информация о московских частных школах, колледжах, лицеях, гимназиях.

Для удобства поиска школ Вы можете воспользоваться интерактивной картой Москвы.

ЦАО САО САО СВАО ВАО ЮВАО ЮАО ЮЗАО ЗАО СЗАО Зеленоградский АО

Частная школа НОУ Ступени

Реклама

 

Частная школа СТУПЕНИ 7ya

14.06.13

Перестанут ли результаты ЕГЭ быть единственным условием для поступления в вуз в 2014 году?

13 июня закончился основной период сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) тестированием по географии и литературе. В этом году, как и в прошлом, ЕГЭ был отмечен многочисленными скандалами. 13 июня закончился основной период сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) тестированием по географии и литературе. В этом году, как и в прошлом, ЕГЭ был отмечен многочисленными скандалами.
 
Можно привести массу выявленных фактов нарушений. Например, бесчисленные «утечки» контрольно-измерительных материалов (КИМов - бланки с заданиями) и их появление в Интернете, причем занимались этим как школьники, так и имеющие доступ к материалам ЕГЭ взрослые. «2013 год: вся страна жульничает на ЕГЭ» – под таким названием представил свой доклад Аналитический центр при правительстве РФ, по данным «Новых известий». Автор доклада, руководитель дирекции по инновациям центра Юрий Аммосов утверждает, что утечки материалов ЕГЭ происходят на всех уровнях – от федерального до местного, так как доступ к КИМам имеет огромное количество людей, а число вариантов ограничено 35-ю». В свою очередь, эти утечки привели к массовому списыванию, использованию мобильников и открытой помощи «наблюдателей» и учителей.
 
Кроме этого были и другие нарушения. Так, 46 ставропольских выпускников накануне ЕГЭ по русскому языку и 9 накануне математики (почти все - дети высокопоставленных чиновников) были «госпитализированы», но до этого получили у врачей разрешение на прием экзаменов раньше в дополнительное время и сдали предметы на 100 баллов. А в Нальчике в «центре контроля» (организации, которая следит за порядком во время ЕГЭ: сюда поступают сначала пустые бланки, а после — заполненные) за 120 тысяч рублей предоставляли не только копии тестов, но и решения всех вариантов. Нарушения можно перечислять и перечислять. Между тем уже официально объявлено об аннулировании результатов экзаменов у школьников, опубликовавших задания в Сети, в Томской области, в Башкирии, в Туле и т. д., о повторном обследовании всех ставропольских «больных» стобалльников и пересдаче ими ЕГЭ через год и о снижении всех оценок в Нальчике.
 
Нарушителей, пусть не всех и даже не тех, наказали, но не это главное. Главное – понять, почему так происходит. Эксперты полагают, все дело в том, что система выстроена таким образом, что от результатов ЕГЭ зависят не только зарплата учителей и администрации школы, но престиж местных чиновников. Ведь результаты ЕГЭ – один из критериев оценки работы региональных и местных властей. В результате региональные власти заказывают избыточное количество бланков, которые затем похищаются, а на местном уровне нарушается и порядок транспортировки материалов, и в школы допускают посторонних, и закрывают глаза на списывание и копирование. Об этом говорит научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов: «ЕГЭ честным сделать нельзя. По ЕГЭ определяется судьба школьника, его родителей, учителей, директора школы, начальника Департамента образования в области, губернатора, министра. Все хотят, чтобы баллы по ЕГЭ были выше. Никому не надо, чтобы ЕГЭ был честен».
 
Между тем специалисты приводят в пример соседнюю Финляндию, где учителя получают свои деньги вне всякой зависимости от показателей итоговой аттестации школьников, которые сами заинтересованы в высоких баллах для поступления в вуз. И там просто немыслима ситуация, когда 60% первокурсников МГУ (на математическом факультете!) в прошлом году не смогли написать контрольную по результатам ЕГЭ. Поэтому и понятна тревога ректоров и деканов московских и питерских вузов: места в них регулярно заполоняют не «юные Ломоносовы», а дети ловкачей, задешево купивших стобалльные ЕГЭ, в результате чего подлинно сильные абитуриенты в вузы попасть не могут. «В вузы будут поступать хитрые и ловкие, а не умные и талантливые. И здесь нечего возразить, это правда. Те, кто будут зачислены и не будут хорошо учиться, будут продолжать покупать, давать взятки, чтобы рано или поздно дотянуть до последнего курса и получить диплом», — полагает лучший учитель России 2007 года, преподаватель математики Дмитрий Гущин.
 
Проблемы, возникающие в связи со сдачей ЕГЭ, подытоживает Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию: «Практически все цели, которые были поставлены перед ЕГЭ, к сожалению, не реализованы. Нам говорили, что не будет больше коррупции. Если верить МВД, коррупция с введением ЕГЭ в штатный режим увеличилась в полтора раза. Нам говорили, что ЕГЭ резко повысит объективность результатов, но быстро выяснилось, что когда первокурсникам пытаются давать задания, аналогичные ЕГЭ, большая часть из них не подтверждает свои достижения. Единственное, что подтвердилось, – произошло увеличение числа ребят из провинции, поступающих в вузы Москвы и Питера. С одной стороны, это хорошо, потому что у ребят из провинции появилась такая возможность. С другой стороны, большинство ребят собираются с помощью результатов ЕГЭ просто уехать из своего края».
 
Что-то картина получается совсем безрадостная. Неужели ничего сделать нельзя? Оказывается, если есть желание, то можно. В последние дни появились несколько вполне оптимистических новостей по теме, которые внушают надежду.
 
Во-первых, президент Владимир Путин 6 июня обсуждал школьное образование с ответственными за тему в правительстве и регионах. Глубину проблем с ЕГЭ Путин обещал оценить после экзаменов, а пока подтвердил заявленные приоритеты. «В текущем году вопрос по зарплатам учителей во всех регионах страны должен быть закрыт окончательно. Можно сколько угодно ссылаться на то, что возникает якобы какой-то дисбаланс, что представители таких-то профессий где-то начинают получать поменьше, чем учителя. Вы спросите у представителей профессий, хотят ли они, чтобы их дети получили достойное образование и имели солидную путевку в жизнь? Уверен, что подавляющее большинство родителей этого хочет. И это — приоритет государства — образование. От этого зависит и будущее конкретного человека, конкретной семьи, будущее всей страны», - заявил глава государства.
 
Во-вторых, судя по всему, чиновники услышали мнение многих экспертов, которое выразил Юрий Афанасьев, доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН, основатель Российского государственного гуманитарного университета: «ЕГЭ гробит все образование и вообще всю русскую школу. Нельзя экзамены по истории и литературе сдавать в форме тестов, там просто не могут быть ответы «да» или «нет». Мое глубокое убеждение, что подобные вещи ведут к схематизации, упрощению и примитивизму».
 
Как заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, проходной балл должен складываться не только из результатов ЕГЭ: к ним нужно прибавлять средний балл аттестата, а также учитывать внеучебные достижения абитуриентов (в первую очередь творческие и спортивные), что в совокупности называется «портфолио школьника». Министр подчеркнул, что решение еще не принято, однако новые правила на будущий год нужно сформировать до сентября.
 
Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин поддержал предложение Дмитрия Ливанова и добавил, что предложенная система, вероятно, не приведет к увеличению коррупции. Хотя последнее утверждение депутата вызывает у нас некоторые сомнения: тот, кто нашел деньги на покупку вариантов ЕГЭ, найдет средства и на приобретение приличного аттестата, и на портфолио.
 
В-третьих, председатель думского комитета по образованию Вячеслав Никонов на заседании Госдумы России заявил о том, что при поступлении необходимо учитывать наличие золотых и серебряных школьных медалей, а также выступил за введение устной части в ЕГЭ по языкам и литературе и сочинения «в качестве хотя бы компонента ЕГЭ по русскому языку и литературе».
 
В-четвертых, Дмитрий Ливанов пообещал масштабные проверки при приеме в вузы. Причем, конкретный университет или институт могут наказать сокращением финансирования.
 
В-пятых, для исключения злоупотреблений в этой сфере или для сведения к минимуму зависимости поступления в высшие учебные заведения от результатов ЕГЭ вузам нужно разрешить проводить дополнительные вступительные испытания. Об этом заявил доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Уральского федерального университета Валерий Амиров, комментируя планируемые изменения в правила приема в вузы.
 
И, наконец, в-шестых, Дмитрий Ливанов заявил: «Считаем необходимым с 1 сентября 2013 года установить зарплату преподавателям в вузах не менее 80% от средней зарплаты по экономике региона. Мы будем жестко требовать выполнения этих показателей». По словам министра, «в оклады с 1 сентября нужно включить надбавки за ученую степень, а также размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями». Напомним, что эксперты не раз отмечали большой разрыв между зарплатами ректоров вузов и профессорско-преподавательского состава.
 
И последнее. «Сейчас ЕГЭ не критикует только ленивый, но есть два фактора, которые говорят в его пользу», - отметил Вячеслав Никонов. В первую очередь, система ЕГЭ дает возможность талантливым детям поступить в вузы, где они могут развивать свои дарования, а во-вторых, подчеркнул глава комитета, 80 процентов граждан предпочитают единый госэкзамен старой форме аттестации среднего образования.
 
Что касается первого утверждения, то его неоднозначность мы уже обсудили. А вот про поддержку ЕГЭ населением, существуют и другие данные. Так, новое исследование «Левада-центра» свидетельствует: почти половина россиян считает, что политика властей в сфере образования не отвечает потребностям страны, а треть — что введение ЕГЭ привело к увеличению масштабов коррупции в системе образования.
 
Приходится признать то, что ЕГЭ в стране – данность, от которой уже не уйти. Но если власть задумалась о необходимости ситуацию изменить, то появляется надежда, что будущим абитуриентам не только станет интереснее учиться, но и уровень объективности при оценке их школьных знаний повысится.

Автор: Марина Петрова кандидат психологических наук, доцент

Источник: http://www.lawinrussia.ru/

к списку статей
. .