Что это такое?
На фоне неблагополучных детей компьютерные игроманы выглядят вполне невинно: на улице не пропадают, ведут себя тихо и спокойно, из поля зрения родителей исчезают очень редко. Тогда в чем проблема? А в том, что постепенно игры вытесняют все другие занятия: сначала ребенок перестает гулять, потом сводится на нет его живое общение с друзьями и сверстниками – остаются лишь чаты, сетевые игры и перезвоны для совместного прохождения игровых уровней. Про учебу и говорить нечего. Захожу в десятый класс во время урока – учительница объясняет материал практически в полной тишине. Слышен только странный шелест и отдельные возгласы, явно не относящиеся к теме: у каждого второго под партой портативные игровые консоли. Какая уж тут физика!
Мама двенадцатилетнего мальчика, который попал в такую компьютерную зависимость, просто в отчаянии:
«Он живет от игры до игры. Мы жестко ограничили время одним часом в день, а за двойки вообще лишаем возможности пользоваться компьютером. Так он ничем другим заняться не может – сначала ждет, когда можно будет поиграть, потом мается: когда наступит время следующего сеанса? Друзья к нему на день рождения пришли. И что же? Быстро смели угощение – и к компьютеру: один играет, остальные болеют. Я уже готова выбросить эту машину!»
Если младшие и средние школьники просиживают штаны в ущерб активным действиям, то с подростками и молодыми людьми все гораздо сложнее. У них пропадает мотивация к любой другой деятельности (включая общение с противоположным полом, поступление в институт и работу), кроме компьютерно-игровой. Вот тут родители и начинают бить тревогу: вместо того чтобы готовиться к поступлению в вуз, ребенок круглосуточно бьет орков. Даже расставание с любимой не способно вернуть к действительности: ваш сын может просто не заметить, что подруга две недели не звонит и не приходит. Один восемнадцатилетний юноша мне как-то сказал: за игрой время летит настолько незаметно, что можно присесть на полчасика, а встать на следующие сутки. Весьма похоже на то, что говорят посетители казино, не правда ли?
Как возникает зависимость?
Считается, что существуют личности толерантные к зависимости и, наоборот, резистентные, то есть, поддающиеся или устойчивые. Мальчики гораздо быстрее «подсаживаются» на любой «наркотик», чем девочки, отчасти потому, что для девочек социальное общение намного важнее, нужнее и интереснее, чем любая игра. Чем младше ребенок, тем быстрее формируется зависимость. Например, малыш, которого в полтора года сажали к телевизору посмотреть «телепузиков» (чтобы мама могла хотя бы полчасика передохнуть), с большей вероятностью станет игроманом, чем тот, которому телевизор не включали до трех лет, а компьютер – до семи – десяти (хотя сегодня это скорее из области фантастики).
В игре ребенок (да и взрослый) имеет волшебную возможность почувствовать себя удачливым, непобедимым супергероем, воплотить все свои мечты. Это забирает психическую энергию, необходимую для роста и формирования социальных навыков, адаптации к реальной жизни, реализации своих желаний в настоящем мире. Если «он ничего не хочет» – все, пора к психологу. И это объяснимо: желания возникают при взаимодействии с миром, а в игре ребенку предлагается действительность, которую он может создать под себя. Как возможность справляться с ежедневными стрессами, это, наверное, вполне эффективное решение. Но как способ проводить свою единственную жизнь…
На что обращать внимание
Сколько времени ребенок проводит за игрой? Час-полтора в день или четыре-пять? Что он делает, когда не играет? Способен ли сам остановиться, если настало время куда-то идти, есть, спать, делать уроки? Есть ли у него друзья? Гуляет ли он хотя бы час каждый день? Играет ли во что-нибудь, кроме компьютера? Какие подарки просит – новую «бродилку-стрелялку» или что-то другое?
Если на большую часть вопросов вы ответили «да», вам не о чем беспокоиться. Значит, компьютерные игры для вашего ребенка – лишь один из способов проводить время: поиграет и займется чем-то другим. Но если сидение за компьютером постепенно вытесняют все другие виды деятельности – тогда дело плохо, и вам придется с этим бороться.
Бывает, что на первый взгляд беспокоиться и не о чем: ребенок – вполне благополучный, послушный и сговорчивый. Он хорошо учится, помогает по дому, а все остальное время проводит у экрана – сначала телевизора, потом компьютера. Вроде бы все в порядке. Сейчас – возможно, да. Но трудно сказать, все ли в порядке будет спустя пять, десять, пятнадцать лет. У нас нет еще на этот счет достоверной статистики, просто потому, что поколение игроманов еще не вступило во взрослую жизнь. Но западные исследования показывают, что у детей, проводящих за компьютером большую часть свободного времени, хуже формируются социальные навыки, они испытывают сложности в общении с противоположным полом, с трудом строят свою семейную жизнь. Причина все в том же: не наработано умение распознавать невербальные сигналы, считывать «скрытые послания», договариваться. Все, что сложнее простейших логических задач, вызывает оторопь.
Может показаться, что я вас запугиваю, но факт остается фактом: большинство современных молодых людей от 14 до 22 лет предпочтут провести вечер за игрой, нежели за «утомительным» ухаживанием за девушкой или прогулкой с друзьями.
Как помочь
Сразу скажу: это будет непросто. Любое отвыкание сопровождается «ломками», зачастую довольно болезненными. И отвыкание от компьютерной зависимости – не исключение. Для начала вам придется выдержать как минимум несколько атак со стороны ребенка, которые будут сопровождаться упреками в нарушении его прав, жестокости по отношению к нему и уговорами: «Ну, я же хорошо учусь, все делаю, почему я не могу делать то, что хочу?!»
Мне кажется, что зависимость – не тот случай, где можно проявлять терпимость. Родители несут ответственность за жизнь и благополучие ребенка и не могут позволить ему бездарно проводить свои дни только потому, что так легче, проще и дешевле.
Вам придется на некоторое время взять на себя функции придумщика и развлекателя, стать аниматором в самом прямом смысле этого слова: заново вдохнуть душу в того, кто практически полностью переселился в виртуальный мир. Поводить его по разным кружкам, выбрать то, что реально увлечет его, следить, чтобы ходил туда и не пропускал. Ни в коем случае не поддаваться попыткам манипулировать («У меня так болит голова – можно, я сегодня посижу дома?»). Читать и разговаривать с ребенком по вечерам, когда наваливается тоска и особенно хочется с головой уйти в иную, увлекательную действительность. И постоянно объяснять ему, что с ним происходит, напоминая, что дальше будет легче. Вообще, следует относиться к происходящему так, как будто у вас на руках – «зашитый» алкоголик, уж простите за столь резкое сравнение.
Сначала будет очень тяжело, почти невыносимо. Вы, скорее всего, десять раз пожалеете, что вообще затеяли это дело. Но потом станет легче, ребенок втянется в новый распорядок жизни, у него появятся приятели и занятия помимо компьютера, он наконец согласится поехать в лагерь или пойти в поход, о чем раньше даже заикнуться было невозможно.
Не исключено, что через месяц совершенно бескомпьютерного режима, вы согласитесь снова его включить –
на каких-то условиях. В нашей семье, например, устроено так: один час пользования в день (в каникулы – полтора), пропущенное время не компенсируется, за двойки компьютер закрывается на неделю. Выполнять этот договор технически нам помогла программа «Строгий папа», которая пускает человека в систему только на определенное время и сама закрывает доступ. Спорить с ней бесполезно – слов она не понимает, а «снести»
эту программу может только системный администратор. Сын побесился-побесился и привык. Сам следит за тем, чтобы не пропустить время – научился планировать свои дела, Правда, порой тщательно пытается скрывать «пары» – ну, так этим все болеют.
Желаю успеха и надеюсь, что у вас получится оторвать ребенка от компьютера и повернуть лицом к реальной жизни.