Каталог
В каталоге представлена информация о московских частных школах, колледжах, лицеях, гимназиях.
Для удобства поиска школ Вы можете воспользоваться интерактивной картой Москвы.
Статьи
Сообразительная линия
На занятиях рисованием по программе «Каждый ребенок — художник» в Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» при ГМИИ им. А. С. Пушкина дети рисуют различные линии. Педагог и автор программы Мария Григорьевна Дрезнина рассказывает им о том, что линии, как и люди, бывают не только прямые или извилистые, но еще и с разными характерами: веселые и печальные, хитрые и злые, добрые и глупые. Мария Григорьевна предлагает детям придумать для линий свои характеры. Дети выкрикивают наперебой: «Нелепая! Прыгучая! Ленивая!» А тихая и странная девочка Катя, о которой ребята говорят: «Она у нас дурочка, даже говорить не умеет»,— вдруг взяла да и выпалила: «Сообразительная линия!»
«Смотрите, какая умница наша Катя! Ну-ка давайте все нарисуем сообразительную линию!» — говорит Мария Григорьевна. Дети послушно берутся за фломастеры. А Катя вся светится от счастья! Задание все усложняется: линии складываются в снежинки. И вот Катя уверенно топает дальше по своей творческой дорожке. Теперь ее цель — нарисовать «сообразительную снежинку», где линии с разными характерами пересекаются, здороваются, дружат…
У этой девочки непростая судьба: она всего два года назад перешла из коррекционной школы в обычный пятый класс. Дети ее не приняли, слишком уж она казалась им дикой и неразговорчивой. Знакомая картина, не правда ли? Наверное, и среди ваших одноклассников вспомнится соученик, не похожий на других, слишком подвижный или, напротив, медлительный, любитель помечтать, глядя в окно, или паясничающий не хуже циркового клоуна. «Счастливые школьные годы» для такого ребенка превращаются в ад — его преследуют бесконечные насмешки и презрительные клички, а переменки и школьные вечера он проводит в гордом одиночестве. Что хуже всего, оперение «белой вороны» ему приходится носить потом всю жизнь, если, конечно, он вовремя не встретит мудрого педагога или хорошего специалиста-психолога.
Столбики желаний и отношений
Явление школьной дезадаптации возникает не только потому, что дети «плохие» или «жестокие». Часто этому способствуют сами взрослые. Учительнице просто некогда следить за взаимоотношениями между одноклассниками, она в них не вмешивается, для нее главное — чтобы ученики делали домашние задания, не прогуливали уроки и не хулиганили. Подумаешь, кто-то кого-то обозвал, это же всего лишь дети. А между тем в классе разыгрываются настоящие драмы. Подростки переживают их не менее глубоко в узком школьном мирке, чем взрослые в своем огромном мире. Складываются стихийные социальные группы, ведомые неформальными лидерами, возникают столкновения интересов, конфликты. И, конечно, формируется круг тех, кто ни в одну группировку не вписывается и от этого страдает, и кого психологи называют дезадаптантами.
…Передо мной график, испещренный красными и синими штрихами. Это схема класса, где каждому ученику соответствуют синий и красный столбики. Синий отображает отношение одноклассников к конкретному ребенку. Красный называется «жизненная энергия персоны» и демонстрирует интерес того же школьника к другим детям, желание с ними общаться. Показатели располагаются относительно горизонтальной линии, символизирующей полное равнодушие. Если оба столбика тянутся вверх и почти равны по высоте, значит, с этим ребенком все в порядке: его принимают в классе, с ним легко дружить, и он также ровен в общении со всеми. Если же красный столбик тянется вверх, намного опережая синий,— перед нами яркий лидер, который хотел бы владеть вниманием большинства. Вот на графике вспыхивают несколько столбцов огненного цвета: значит, одна социальная группа стремится взять верх над другой. А вот два синих столбика нырнули вниз, под линию равнодушия — перед нами отверженные, дезадаптанты. Хуже всего, когда оба столбца внизу: это «чужак», который и сам отвергает всех.
Каждому ребенку — участнику проводимого в классе исследования — вручается специальная инструкция и карточка частоты общения с партнером. Пользуясь условными обозначениями карточки, он отмечает, с кем из товарищей легче или труднее всего общаться, к кому он равнодушен, к кому просто испытывает интерес. Вся работа проходит строго конфиденциально. На основе этих замеров с помощью компьютера и составляется график.
Программно-методический комплекс «Социомониторинг» родился 18 лет назад на экспериментальных площадках школ Красноярска под влиянием идей академика, кандидата педагогических наук Виталия Кузьмича Дьяченко и его теории коллективного способа обучения. В 1995 г. проект был поддержан Президентской программой «Дети России» при научном посредничестве доктора медицинских наук, профессора Московского городского психолого-педагогического университета, руководителя отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Н. В. Вострокнутова. В комплексе использованы элементы фундаментальных теорий В. Бехтерева, П. Сорокина, Я. Морено, М. Бахтина, А. Ухтомского… Сейчас в эксперимент вовлечены школы Ярославля, а также около двух десятков учебных заведений Москвы.
— Природа феномена школьной дезадаптации — не психологическая, а социальная,— считает автор методики, руководитель лаборатории мониторинга Института развития образования ГОУ Ярославской области Ольга Ефимовна Хабарова.— Ребенок не виноват в том, что он не вписывается в коллектив. Просто его социальные нормы не соответствуют нормам, принятым в данном сообществе детей. И лечить или исправлять его совсем не нужно. Просто сам класс — это зона риска, результат недоработки классного руководителя. Ответственность целиком лежит на взрослых. Именно они должны устанавливать социальные связи с каждым учеником, сглаживать противоречия между детьми, включать их в полезные дела, игры — то есть выстраивать этику общения в классе.
Акции, которые рождают мир
Несколько лет назад судьба свела московских специалистов детских психологических центров, работающих по программе социомониторинга,— Екатерину Перепелицыну, Ольгу Цареву, Татьяну Дунаеву с художником Марией Дрезниной, которая уже давно занималась интерактивными художественными акциями с детьми разного возраста. Они направлялись навстречу друг другу, словно герои школьной задачки: загадочные путешественники из пунктов А и В. И встретились в нужное время в нужном месте… Оказалось, что авторская программа Марии Дрезниной «Каждый ребенок — художник» может работать параллельно с составлением графиков социомониторинга. Вот составили график, выявили дезадаптантов — дальше нужно работать с классом, а как?
Художественные акции, которые проводит М. Дрезнина, как нельзя лучше способствуют установлению «мирного сосуществования» в детском коллективе. Первая такая акция называлась «Земля, на которой мы живем»; в ней участвовали дети и их родители. На кусочке бумаги каждый участник рисовал свои ценности, свое «самое важное»: у кого-то это был дом с садом, у кого-то — семья, у кого-то — просто цветы, лес, море, пальмы. Потом кусочки эти наклеивались на голубой ватман: это небо, которое еще предстояло разрисовать. В небе же плавают звезды и другие светила, спутники, самолеты и даже смешные НЛО… Детишки садились на плечи пап и мам, и закипала совместная работа. А еще предстояло дать этой единой мозаичной картине мира общее название. Например — «Веселое небо», «Разноцветные мечты», «Перевернутый мир»… И обязательно каждый участник должен был отметить понравившиеся ему чужие рисунки и объяснить, почему они ему приглянулись. Все действие заканчивалось торжественным чаепитием: чайный стол — та же картина, где палитрой с красками служат конфеты и печенье.
— Я замечала, как в процессе этого совместного творчества все участники менялись,— рассказывает Мария Григорьевна.— Они не только с воодушевлением включались в действие, творили, придумывали, но им доставляло удовольствие помогать друг другу — смешивать краски, передавать кисточки. Неуживчивые, ершистые дети, не знакомые между собой мамы, папы — все они на время становились друзьями. И уходили с сияющими глазами.
В авторскую программу «Каждый ребенок — художник» Мария Григорьевна включила множество таких акций. Каркас, на котором держится занятие,— совместное творчество, направленное на взаимодействие всех участников. А содержание можно варьировать: это и «Праздник воздушных шаров», и «Мир в моем окне», где каждый рисует свой вид из окна, и гирлянда замысловатых снежинок, и коллекция «старинных» вееров с картинками. Море фантазии выносит на берег самое сокровенное, спрятанное в глубине души, словно детский «секрет» под цветным стеклышком: потаенные мечты о диковинных странах, о чужих планетах, где все живут в мире, где нет вражды и беды. А главное, оценивая то, что нарисовано на чужих «окнах» или «веерах», участники осознают, что существует не только мое, но и Васино или Машино «главное», и оно может быть совсем не таким, как наше. Каждый ребенок — не только художник, но и личность, достойная уважения и бережного отношения к себе.
Мария Дрезнина стала вести семинары для специалистов детских психолого-медико-социальных центров «Мир» и «Пресненский», социальных педагогов и психологов московских школ, работающих по программе социомониторинга. Обучившись ее методике, специалисты теперь сами проводят акции в обычных школах, в логопедических и коррекционных классах. И делают неожиданные открытия: ребята, «набравшие в рот воды», начинают лучше говорить и общаться с товарищами, становятся активней и уверенней в себе. Психологи, организовавшие акцию, в которую были включены и родители, замечали улучшение семейного климата. Например, папа и сын, между которыми назревала «война», ушли, держась за руки — грозовая атмосфера разрядилась, папа понял, что сын не «дебил», а очень даже понимающее и тонко чувствующее существо.
Скорая помощь — здесь и сейчас
А что же наша героиня Катя? Во время акции «Праздник воздушных шаров» ее рисунок «Иероглиф» был признан лучшим. Оказывается, она смелее всех смешивает краски, и вообще в ней скрыты большие способности. И теперь эта «дикарка» выпаливает сто слов в минуту. А вот с некоторыми другими ее одноклассниками еще нужно работать психологам. Если мальчик рисует на своем листке страшную рожицу, подписывает ее «Красный ужас» и наклеивает на синее небо, рядом с дружелюбными мишками и цветочками — это вовсе не потому, что он хочет испортить другим праздник. Так он выплескивает свои тайные страхи и тревоги…
Если бы учителя и родители знали о существовании методики социомониторинга, было бы меньше пролито детских слез. Представьте себе: по Москве мчатся два мини-автобуса — один с надписью «социомониторинг», другой с логотипом «Каждый ребенок — художник». Это психологическая скорая помощь будущего… Но ее можно получить и сегодня. Может быть, ваш ребенок неуютно чувствует себя в классе, подвергается притеснениям со стороны других учеников, у него есть проблемы в общении с детьми? Посоветуйтесь с классным руководителем, школьным психологом и директором школы. По их приглашению специалисты приедут в любую школу Москвы, проведут тестирование класса, художественную акцию.