Статьи

Каталог

В каталоге представлена информация о московских частных школах, колледжах, лицеях, гимназиях.

Для удобства поиска школ Вы можете воспользоваться интерактивной картой Москвы.

ЦАО САО САО СВАО ВАО ЮВАО ЮАО ЮЗАО ЗАО СЗАО Зеленоградский АО

Реклама

 


Как ребенку стать своим в детском коллективе? 22.08.08

Как ребенку стать своим в детском коллективе?

Наверное, в каждом классе найдется ребенок, которого не принимают одноклассники,— постоянно дразнят, насмехаются, обижают. И часто даже не один. Их родители и рады бы им помочь, да не знают как. Пожаловаться директору? Разобраться с каждым обидчиком? Перевести ребенка в другую школу? Предлагаем другой путь — эффективный и уникальный.

Сообразительная линия

На занятиях рисованием по программе «Каждый ребенок — художник» в Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» при ГМИИ им. А. С. Пушкина дети рисуют различные линии. Педагог и автор программы Мария Григорьевна Дрезнина рассказывает им о том, что линии, как и люди, бывают не только прямые или извилистые, но еще и с разными характерами: веселые и печальные, хитрые и злые, добрые и глупые. Мария Григорьевна предлагает детям придумать для линий свои характеры. Дети выкрикивают наперебой: «Нелепая! Прыгучая! Ленивая!» А тихая и странная девочка Катя, о которой ребята говорят: «Она у нас дурочка, даже говорить не умеет»,— вдруг взяла да и выпалила: «Сообразительная линия!»

«Смотрите, какая умница наша Катя! Ну-ка давайте все нарисуем сообразительную линию!» — говорит Мария Григорьевна. Дети послушно берутся за фломастеры. А Катя вся светится от счастья! Задание все усложняется: линии складываются в снежинки. И вот Катя уверенно топает дальше по своей творческой дорожке. Теперь ее цель — нарисовать «сообразительную снежинку», где линии с разными характерами пересекаются, здороваются, дружат…

У этой девочки непростая судьба: она всего два года назад перешла из коррекционной школы в обычный пятый класс. Дети ее не приняли, слишком уж она казалась им дикой и неразговорчивой. Знакомая картина, не правда ли? Наверное, и среди ваших одноклассников вспомнится соученик, не похожий на других, слишком подвижный или, напротив, медлительный, любитель помечтать, глядя в окно, или паясничающий не хуже циркового клоуна. «Счастливые школьные годы» для такого ребенка превращаются в ад — его преследуют бесконечные насмешки и презрительные клички, а переменки и школьные вечера он проводит в гордом одиночестве. Что хуже всего, оперение «белой вороны» ему приходится носить потом всю жизнь, если, конечно, он вовремя не встретит мудрого педагога или хорошего специалиста-психолога.

Столбики желаний и отношений

Явление школьной дезадаптации возникает не только потому, что дети «плохие» или «жестокие». Часто этому способствуют сами взрослые. Учительнице просто некогда следить за взаимоотношениями между одноклассниками, она в них не вмешивается, для нее главное — чтобы ученики делали домашние задания, не прогуливали уроки и не хулиганили. Подумаешь, кто-то кого-то обозвал, это же всего лишь дети. А между тем в классе разыгрываются настоящие драмы. Подростки переживают их не менее глубоко в узком школьном мирке, чем взрослые в своем огромном мире. Складываются стихийные социальные группы, ведомые неформальными лидерами, возникают столкновения интересов, конфликты. И, конечно, формируется круг тех, кто ни в одну группировку не вписывается и от этого страдает, и кого психологи называют дезадаптантами.

…Передо мной график, испещренный красными и синими штрихами. Это схема класса, где каждому ученику соответствуют синий и красный столбики. Синий отображает отношение одноклассников к конкретному ребенку. Красный называется «жизненная энергия персоны» и демонстрирует интерес того же школьника к другим детям, желание с ними общаться. Показатели располагаются относительно горизонтальной линии, символизирующей полное равнодушие. Если оба столбика тянутся вверх и почти равны по высоте, значит, с этим ребенком все в порядке: его принимают в классе, с ним легко дружить, и он также ровен в общении со всеми. Если же красный столбик тянется вверх, намного опережая синий,— перед нами яркий лидер, который хотел бы владеть вниманием большинства. Вот на графике вспыхивают несколько столбцов огненного цвета: значит, одна социальная группа стремится взять верх над другой. А вот два синих столбика нырнули вниз, под линию равнодушия — перед нами отверженные, дезадаптанты. Хуже всего, когда оба столбца внизу: это «чужак», который и сам отвергает всех.

Каждому ребенку — участнику проводимого в классе исследования — вручается специальная инструкция и карточка частоты общения с партнером. Пользуясь условными обозначениями карточки, он отмечает, с кем из товарищей легче или труднее всего общаться, к кому он равнодушен, к кому просто испытывает интерес. Вся работа проходит строго конфиденциально. На основе этих замеров с помощью компьютера и составляется график.

Программно-методический комплекс «Социомониторинг» родился 18 лет назад на экспериментальных площадках школ Красноярска под влиянием идей академика, кандидата педагогических наук Виталия Кузьмича Дьяченко и его теории коллективного способа обучения. В 1995 г. проект был поддержан Президентской программой «Дети России» при научном посредничестве доктора медицинских наук, профессора Московского городского психолого-педагогического университета, руководителя отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Н. В. Вострокнутова. В комплексе использованы элементы фундаментальных теорий В. Бехтерева, П. Сорокина, Я. Морено, М. Бахтина, А. Ухтомского… Сейчас в эксперимент вовлечены школы Ярославля, а также около двух десятков учебных заведений Москвы.

— Природа феномена школьной дезадаптации — не психологическая, а социальная,— считает автор методики, руководитель лаборатории мониторинга Института развития образования ГОУ Ярославской области Ольга Ефимовна Хабарова.— Ребенок не виноват в том, что он не вписывается в коллектив. Просто его социальные нормы не соответствуют нормам, принятым в данном сообществе детей. И лечить или исправлять его совсем не нужно. Просто сам класс — это зона риска, результат недоработки классного руководителя. Ответственность целиком лежит на взрослых. Именно они должны устанавливать социальные связи с каждым учеником, сглаживать противоречия между детьми, включать их в полезные дела, игры — то есть выстраивать этику общения в классе.

Акции, которые рождают мир

Несколько лет назад судьба свела московских специалистов детских психологических центров, работающих по программе социомониторинга,— Екатерину Перепелицыну, Ольгу Цареву, Татьяну Дунаеву с художником Марией Дрезниной, которая уже давно занималась интерактивными художественными акциями с детьми разного возраста. Они направлялись навстречу друг другу, словно герои школьной задачки: загадочные путешественники из пунктов А и В. И встретились в нужное время в нужном месте… Оказалось, что авторская программа Марии Дрезниной «Каждый ребенок — художник» может работать параллельно с составлением графиков социомониторинга. Вот составили график, выявили дезадаптантов — дальше нужно работать с классом, а как?

Художественные акции, которые проводит М. Дрезнина, как нельзя лучше способствуют установлению «мирного сосуществования» в детском коллективе. Первая такая акция называлась «Земля, на которой мы живем»; в ней участвовали дети и их родители. На кусочке бумаги каждый участник рисовал свои ценности, свое «самое важное»: у кого-то это был дом с садом, у кого-то — семья, у кого-то — просто цветы, лес, море, пальмы. Потом кусочки эти наклеивались на голубой ватман: это небо, которое еще предстояло разрисовать. В небе же плавают звезды и другие светила, спутники, самолеты и даже смешные НЛО… Детишки садились на плечи пап и мам, и закипала совместная работа. А еще предстояло дать этой единой мозаичной картине мира общее название. Например — «Веселое небо», «Разноцветные мечты», «Перевернутый мир»… И обязательно каждый участник должен был отметить понравившиеся ему чужие рисунки и объяснить, почему они ему приглянулись. Все действие заканчивалось торжественным чаепитием: чайный стол — та же картина, где палитрой с красками служат конфеты и печенье.

— Я замечала, как в процессе этого совместного творчества все участники менялись,— рассказывает Мария Григорьевна.— Они не только с воодушевлением включались в действие, творили, придумывали, но им доставляло удовольствие помогать друг другу — смешивать краски, передавать кисточки. Неуживчивые, ершистые дети, не знакомые между собой мамы, папы — все они на время становились друзьями. И уходили с сияющими глазами.

В авторскую программу «Каждый ребенок — художник» Мария Григорьевна включила множество таких акций. Каркас, на котором держится занятие,— совместное творчество, направленное на взаимодействие всех участников. А содержание можно варьировать: это и «Праздник воздушных шаров», и «Мир в моем окне», где каждый рисует свой вид из окна, и гирлянда замысловатых снежинок, и коллекция «старинных» вееров с картинками. Море фантазии выносит на берег самое сокровенное, спрятанное в глубине души, словно детский «секрет» под цветным стеклышком: потаенные мечты о диковинных странах, о чужих планетах, где все живут в мире, где нет вражды и беды. А главное, оценивая то, что нарисовано на чужих «окнах» или «веерах», участники осознают, что существует не только мое, но и Васино или Машино «главное», и оно может быть совсем не таким, как наше. Каждый ребенок — не только художник, но и личность, достойная уважения и бережного отношения к себе.

Мария Дрезнина стала вести семинары для специалистов детских психолого-медико-социальных центров «Мир» и «Пресненский», социальных педагогов и психологов московских школ, работающих по программе социомониторинга. Обучившись ее методике, специалисты теперь сами проводят акции в обычных школах, в логопедических и коррекционных классах. И делают неожиданные открытия: ребята, «набравшие в рот воды», начинают лучше говорить и общаться с товарищами, становятся активней и уверенней в себе. Психологи, организовавшие акцию, в которую были включены и родители, замечали улучшение семейного климата. Например, папа и сын, между которыми назревала «война», ушли, держась за руки — грозовая атмосфера разрядилась, папа понял, что сын не «дебил», а очень даже понимающее и тонко чувствующее существо.

Скорая помощь — здесь и сейчас

А что же наша героиня Катя? Во время акции «Праздник воздушных шаров» ее рисунок «Иероглиф» был признан лучшим. Оказывается, она смелее всех смешивает краски, и вообще в ней скрыты большие способности. И теперь эта «дикарка» выпаливает сто слов в минуту. А вот с некоторыми другими ее одноклассниками еще нужно работать психологам. Если мальчик рисует на своем листке страшную рожицу, подписывает ее «Красный ужас» и наклеивает на синее небо, рядом с дружелюбными мишками и цветочками — это вовсе не потому, что он хочет испортить другим праздник. Так он выплескивает свои тайные страхи и тревоги…

Если бы учителя и родители знали о существовании методики социомониторинга, было бы меньше пролито детских слез. Представьте себе: по Москве мчатся два мини-автобуса — один с надписью «социомониторинг», другой с логотипом «Каждый ребенок — художник». Это психологическая скорая помощь будущего… Но ее можно получить и сегодня. Может быть, ваш ребенок неуютно чувствует себя в классе, подвергается притеснениям со стороны других учеников, у него есть проблемы в общении с детьми? Посоветуйтесь с классным руководителем, школьным психологом и директором школы. По их приглашению специалисты приедут в любую школу Москвы, проведут тестирование класса, художественную акцию.


Автор: Людмила Полонская

Источник: http://www.mosparents.ru

к списку статей