Каталог
В каталоге представлена информация о московских частных школах, колледжах, лицеях, гимназиях.
Для удобства поиска школ Вы можете воспользоваться интерактивной картой Москвы.
Статьи
Лезть или не лезть?
Многие родители считают, что вмешиваться в конфликтную ситуацию не стоит. Одни полагают, что только усилят антагонизм между учителем и учеником. Другие уверены, что ребенок должен сам разрешить конфликт. Однако психологи считают, что такая пассивная позиция ошибочна.
Почему не стоит пускать ситуацию на самотек? Во-первых, страдающий от конфликта ребенок может посчитать, что, отказав в помощи, вы его предали. Это подорвет его доверие к вам и, возможно, он в следующий раз не обратится за помощью в более сложной ситуации. Во-вторых, ребенку необходимо научиться разрешать конфликты, и кто-то должен ему показать, как это делать цивилизованным путем. В-третьих, конфликтуя с учителем, ребенок находится в очень сложной ситуации. Для него учитель то же, что для вас начальник. Насколько спокойно и защищённо вы себя ощущаете, когда попадаете под удары начальственного гнева? Не правда ли, вам тяжелее «разрулить» эту ситуацию, чем ссору с другом или тем, кто занимает ту же социальную нишу, что и вы?
Миротворец по совместительству?
Любую сложную ситуацию легче разрешить тому, кто может посмотреть на нее со стороны. Человек, разбирающий конфликт, должен понимать, что происходит, но в то же время не должен заражаться эмоциями конфликтующих сторон. Идеальным «рефери» будет специалист, обладающий навыками психологической помощи, например, грамотный школьный психолог. К сожалению, далеко не во всех школах есть такой сотрудник, не меньшее сожаление вызывает и то, что часто занимающие эту должность не являются профессионалами или вынуждены встать на сторону учителя, поскольку спасают честь мундира. Тем не менее, прежде чем пытаться самостоятельно разобраться с учителем, стоит поговорить с психологом, если таковой в школе есть. За рубежом никто не удивится, если родители наймут стороннего специалиста для разрешения конфликта ребенка и учителя, однако в нашей стране это может быть воспринято в штыки. Поэтому такой в общем-то правильный и удобный вариант отпадает. Но если у вас есть возможность, обратитесь к специалисту, чтобы он проконсультировал вас и ребенка. Это поможет, даже если общение с педагогом вы будете вести самостоятельно. Родителю сложно выполнять функцию миротворца, поскольку в конфликт вовлечен самый дорогой для него человек – ребенок. Однако в большинстве случаев именно мать или отец вынуждены вмешаться и разобраться в ситуации.
Процесс пошел...
Как правило, родители начинают бить тревогу, когда конфликт ребенка с педагогом дошел «до ручки». То есть у ребенка развился школьный невроз. Можно ли до этого не доводить? Конечно, тем более что на ранних стадиях недоразумение уладить значительно проще, чем когда ученик и учитель начинают скрежетать зубами при виде друг друга. К сожалению, многие дети не сообщают родителям о своих конфликтах в школе. Некоторые боятся родительского гнева. Другие просто не могут сформулировать суть проблемы – они чувствуют, что что-то не так, но рассказать о наболевшем не могут – это особенно свойственно ученикам 1–6 классов. Вот как можно заподозрить конфликтную ситуацию. Ребенок стал терять интерес к учебе. Ученик начальной школы не хочет идти на занятия вообще, более старший ребенок явно пренебрегает каким-то предметом. Ребенок «забывает» сделать задание, оставляет дома учебник и тетрадь – пытается вести себя так, как будто этого урока не существует. Ребенок неадекватно реагирует на вопросы о каком-либо предмете или учителе. Раздражается, изменяется в лице, замыкается в себе. Ребенок рисует карикатуры на определенного учителя, уродует учебник по конкретному предмету, его тетрадь грязнее, неряшливее обычного. Когда вы приходите с собрания, он исподволь или прямо интересуется, была ли «химичка», «русичка» и т.п. и что она говорила. У ребенка портится успеваемость по определенному предмету. Он может скрывать свои тревоги за внешним безразличием («мне плевать», «я не собираюсь быть инженером» и т.п.). У него понижается самооценка, падает уверенность в себе («я не способен к математике», «из меня не выйдет художника» и т.п.). Классный руководитель или учитель делает записи в дневнике ребенка о плохом поведении на уроке. Если вы заметили некоторые из этих симптомов, то, скорее всего, у ребенка конфликт с педагогом.
Действуем осторожно
Если вы заподозрили школьный конфликт, поговорите с ребенком начистоту. Прежде чем начать разговор, определите задачу. Если вы соберетесь провести воспитательную беседу на тему: «Учитель всегда прав, а ты должен учиться несмотря ни на что, и вообще, сам виноват...», то ребенок замкнется, и вы ему ничем не сможете помочь. Цель вашего разговора – дать ребенку возможность высказать то, что его тревожит. Только после того, как эмоции будут выражены (какими бы неадекватными они ни показались), ребенок сможет принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. Итак, успокойтесь и начните разговор с ребенком. Не задавайте вопросов – спокойно излагайте свои соображения. «Саша, мне кажется, у тебя проблемы с Марией Ивановной...» Если до этого вы ругали ребенка за его недовольство школой или учителями, то скажите ему четко и ясно, что впредь вы будете воздерживаться от этого. «Мне может нравиться или не нравиться твое отношение к школе. Если ты захочешь узнать мое мнение, я тебе его скажу. Но сейчас я хочу понять, что происходит с тобой. Я постараюсь помочь тебе». Ребенок должен быть уверен, что этот разговор не станет поводом для нотаций, что вы не злоупотребите его доверием. Когда ребенок начнет вам рассказывать о своих отношениях с учителем, его рассказ может показаться вам излишне эмоциональным. Ребенок может измениться в лице, проявить колоссальную агрессию, использовать грубые слова. Не прерывайте его, не подавляйте его эмоции – такое поведение естественно для этой ситуации. Когда ребенок будет делать паузы, называйте те чувства, которые он испытывает: ты взбешен, ты чувствуешь несправедливость, ты чувствуешь обиду, унижение и т.п. Не комментируйте услышанное, избегайте соблазна высказать свое мнение или дать совет. Только после того, как эта фаза выражения эмоций, «спускания паров» пройдет, вы сможете перейти к конструктивной части беседы.
Продолжаем разговор
Внимание! Какое бы мнение о данной ситуации ни сложилось у вас заранее – забудьте его. В конструктивной стадии ваша задача – разбор ситуации вместе с ребенком. Главные вопросы, на которые вы будете отвечать вместе, «Почему?» и «Зачем?». Попросите ребенка вспомнить, когда он впервые почувствовал неприязнь к учителю. Как развивалась ситуация. Будьте внимательны к деталям. Предлагайте свои версии, задавайте наводящие вопросы, если ребенок зайдет в тупик: «А может, тебе тяжело спокойно сидеть на уроке после физкультуры, а ее это раздражает? А когда она начинает кричать на тебя?» Лейтмотив можно обозначить следующим образом: ни у тебя, ни у учителя нет злого умысла, нет тяги к взаимному уничтожению. Просто вы в чем-то не понимаете друг друга и не можете договориться. Даже если вы не сможете в этом разговоре найти единственно верное решение – не беда. Очень важны «побочные эффекты»: ребенок учится ставить себя на место другого, смотреть на ситуацию со стороны; ребенок понимает, что вы его поддерживаете; ребенок выразил свои негативные эмоции и почувствовал себя раскрепощенным.
В завершение разговора наметьте план дальнейших действий. Предложения могут исходить как от вас, так и от ребенка. Вариантов много: воздержаться от того, что, по-видимому, нервирует Марию Ивановну, попросить прощения у Марии Ивановны. Возможно, ребенок будет согласен на ваш визит в школу. Воспользуйтесь этим. Если ребенок не хочет, чтобы о визите узнали одноклассники, выполните его просьбу – придите в школу после уроков, общайтесь с учителем наедине.
Эта трепетная встреча...
Если ребенок не против, поговорите с учителем. Стратегия поведения примерно такая же, как и при разговоре с ребенком. Ваша задача – активно слушать. С учителем это еще проще, чем с ребенком, поскольку педагог – профессия разговорчивая. Старайтесь быть максимально спокойным и беспристрастным. Как и с ребенком, попытайтесь приступить к поиску конструктивного решения после того, как учитель выплеснет свои эмоции. Если перед вами классический конфликт «Я устала, а ты крутишься...», решение можно найти, пригласив ребенка и учителя к диалогу. Вы можете стать посредником, который соберет предложения сторон и поможет прийти к компромиссу. Хорошо, если Марья Ивановна объяснит ребенку, почему ей тяжело вести урок, когда он шумит. Пусть он предложит какое-то решение. Например, мальчик с повышенной возбудимостью может вставать и тихо выходить из класса, когда он чувствует, что перестает себя контролировать. Марья Ивановна может пообещать не сажать рядом с ним друга, который его отвлекает, или давать интересные задания, которые оставят меньше времени для болтовни. Как ни странно, в этой ситуации большое значение имеет не то, какие решения будут предложены, а то, что эта ситуация больше не замалчивается. Стороны высказались – напряжение снизилось.
Второй классический конфликт имеет форму «Я – начальник, ты – дурак». Некоторые учителя, преимущественно старой закалки, считают себя носителями истины в последней инстанции и искренне возмущаются раскованностью современного подрастающего поколения. С такими учителями редко уживаются творческие дети, которые имеют собственное мнение и любят его отстаивать. В этой ситуации можно помочь педагогу правильно истолковывать поведение ребенка: его возражения и оценки не являются проявлением неуважения. Скорее, наоборот: ребенок уверен, что педагог оценит его нестандартное мышление. Практические психологи советуют в общении с авторитарным педагогом быть максимально корректным и подчеркивать, что вы признаете его авторитет. Ребенок может говорить вам, что учитель ничего не понимает в современной жизни и поэтому недостоин уважения. Не принимайте это высказывание в штыки. Лучше (разумеется, не в присутствии учителя) обсудите тему уважения и приятия одного человека другим. Помогите ребенку извлечь пользу из общения с этим учителем: как можно бесконфликтно общаться с такими людьми? чему можно у них научиться? будешь ли ты так себя вести со своими детьми, учениками, подчиненными? почему тебя задевает за живое авторитарное отношение, может, мы в семье ведем себя так же? или ты не уверен, что сможешь противостоять давлению, и проверяешь себя на прочность? и т.п. Не исключено, что конфликт вызван тем, что методы обучение, которые использует учитель, не подходят вашему ребенку. Например, математику технарям и гуманитариям следует преподавать по-разному. Маленький гуманитарий хорошо понимает лишь те математические действия, которые он может применить в реальной жизни. Ему необходимо постоянно показывать, в каких случаях он может применить то или иное правило. Геометрические задачи ему следует решать с конца: чего нам не хватает для доказательства? Как это получить? А не так, как предлагается в учебнике: дорисуем одну линию, проведем биссектрису... Если учитель не уловил этой разницы и конфликтует с ребенком, поскольку считает его способным лентяем, то вам следует подключиться к обучению. Наметьте вместе с учителем программу, по которой нужно подтянуть ребенка, и занимайтесь с ним самостоятельно или с помощью репетитора, чтобы нагнать запущенный материал, повысить самооценку, улучшить успеваемость и, таким образом, устранить саму причину конфликта. Случается, что агрессия педагога вызвана тем, что он хочет получить с вас деньги под видом репетиторства. Тогда вы в процессе беседы всенепременно услышите классическую фразу: «Вашему мальчику нужны дополнительные занятия...» Как поступить в этой ситуации – решать вам. Можно откупиться. Можно встать стеной и дойти до директора или даже министра образования, освещая свой путь праведным гневом. Можно перевести ребенка в другой класс или даже другую школу. В любом случае вы покажете ребенку, как следует вести себя при столкновении с шантажом. Вы передадите чаду свой жизненный опыт, тот, который считаете эффективным.